На грани между фантазией и суровой реальностью: образец объяснительной записки

На грани между фантазией и суровой реальностью: образец объяснительной записки

Идеальных людей, увы, не существует. Идеальных работников – тоже. Как объяснить работодателю причины своей «неидеальности» правильно? …

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-35-96. Это быстро и бесплатно!

На грани между фантазией и суровой реальностью: образец объяснительной записки

Прорыв канализации, роды у любимой кошки, огромное количество разгуливающих по улицам не способных перейти самостоятельно дорогу пожилых женщин, пробки на всех магистралях города сразу – список причин, по которым сотрудник буквально вынужден опоздать на работу, а то и вовсе пропустить рабочий день, может быть очень длинным. И все эти причины, безусловно, имеют право котироваться как в высшей степени уважительные. В глазах самого провинившегося сотрудника. В то время как работодатель, каким бы чутким и лояльным он ни был, имеет полное право на диаметрально противоположное мнение, а также на реализацию этого права в виде малоприятных для работника штрафных санкций или даже его увольнения. Что же делать? В данной ситуации, пожалуй, лучшим выходом станет написание объяснительной записки. Но как ее писать правильно?

Законодательно закрепленного для объяснительной записки образца, увы, нет, но общие правила ее составления все же существуют. Они носят скорее рекомендательный, нежели директивный, характер, однако составленная в соответствии с ними объяснительная имеет больше шансов стать «спасательным кругом» для нерадивого сотрудника, нежели «утопить» его окончательно.

Что представляет собой объяснительная записка

Несложно прийти к правильному выводу, исходя из названия документа, что объяснительная записка должна что-либо объяснять. Обычно она объясняет причину дисциплинарного проступка работника. Если таковой, по мнению работодателя, имеет место, он должен предложить сотруднику объясниться в письменной форме. Это правило имеет законодательную базу в виде статьи 193 российского Трудового кодекса.

Важно знать, что, согласно этой же статье, работник вправе отказаться от написания объяснительной, если имеет к тому личные основания. Однако, в свою очередь, его начальник может составить соответствующий акт об отказе писать объяснительную и действовать в дальнейшем по своему усмотрению. В том числе, и применять надлежащее взыскание, которое вряд ли придется по душе сотруднику. Поэтому объяснительную записку лучше писать, какими бы несущественными ни были причины дисциплинарного нарушения или проступка.

В более редких случаях объяснительная записка составляется в качестве дополнительного документа, который прикладывается к пакету других документов. Обычно содержание такой записки поясняет какие-либо нюансы документов, к которым ее прикладывают. Однако наиболее часто необходимость написания сотрудником объяснительной возникает все-таки, если он в чем-либо виноват перед работодателем.

Как правильно написать объяснительную записку

Если работник действительно провинился, то перед тем, как написать объяснительную, ему стоит внимательно изучить свои права и обязанности. Это занятие полезно как таковое, и особенно ценно уделить ему время в преддверии создания письменного подтверждения своей вины. Не нужно забывать о праве отказаться от написания объяснительной и о возможности посоветоваться с юристами или коллегами перед тем, как приступить к письменному «покаянию» перед начальником.

Саму записку лучше всего набирать на компьютере. Особенно актуальна эта рекомендация для тех, чей почерк оставляет желать лучшего. Как известно, все сказанное может быть использовано против нас не только в суде, а неразборчиво написанная информация вполне может быть превратно истолкована работодателем. Не в пользу сотрудника.

Очень важный аспект успешного составления объяснительной – ее объем. Если деятельность сотрудника не связана с ответственностью за человеческую жизнь и здоровье и его проступок не стал причиной банкротства организации, в которой он трудится, заполнять объяснениями целый лист А4 не стоит. Текст будет слишком сложен для восприятия, к тому же, у работодателя может на психологическом уровне сложиться впечатление, что его работник пытается солгать. Как правило, нескольких не очень длинных предложений вполне достаточно.

Объяснительная записка: образец

Стиль объяснительной записки должен быть официально-деловым. Панибратства, просторечных выражений, красочных художественных образов лучше избегать, какими бы уместными они ни казались при описании ситуации. Впрочем, злоупотреблять канцеляризмами также ни к чему: есть риск запутаться в них и запутать, что страшнее, работодателя.

В «шапке» объяснительной записки (правый верхний угол листа) необходимо указать, на чье имя она пишется (ФИО и должность работодателя) и кто ее автор (также ФИО и должность). Завершается записка датой и подписью сотрудника с расшифровкой.

«Тело» объяснительной записки должно содержать максимально емкое описание ситуации и объяснение причины, по которой работник себя повел тем или иным образом. Очень желательно упомянуть, что поступок был совершен под давлением сложившихся обстоятельств, в особенности если именно таковые стали причиной проступка или нарушения. Дату описываемого события также необходимо указать в тексте объяснительной.

Лгать или не лгать – вот в чем вопрос

Ответ на щекотливый вопрос о возможности солгать при написании объяснительной записки каждый работник должен дать себе сам. Разумеется, в качестве причины опоздания на работу вряд ли стоит указывать как реальный «острый абстинентный синдром», так и маловероятное «нападение инопланетян». А вот слегка «сгладить углы» вполне допустимо, правда, «остроту» этих углов вновь придется определять самому провинившемуся на основании собственных представлений об этике и морали.

Что точно не нужно делать при написании объяснительной записки – это пытаться обвинить в случившемся коллег и руководство. Во многих случаях умелое признание вины работником выглядит в глазах работодателя куда достойнее отчаянных попыток обелить себя. В конце концов, все мы люди. А людям свойственно ошибаться.