Обзор рынка сбора и переработки отходов

Обзор рынка сбора и переработки отходов


1. ВВЕДЕНИЕ

Отходы в общем смысле – это вещества (или смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования в рамках имеющихся технологий, или после бытового использования продукции.

Все отходы можно классифицировать по нескольким признакам:

— по происхождению

  • промышленные / производственные (топливо-энергетический комплекс, металлургия и др.)

  • коммунальные

  • медицинские

  • военные

— по составу

  • техногенные

  • биологические

— по агрегатному состоянию

  • твердые

  • жидкие

  • газообразные

— по классу опасности (для человека и/или окружающей среды); в Российской Федерации принята следующая классификация

  • 1 класс – чрезвычайно опасные

  • 2 класс – высоко опасные

  • 3 класс – умеренно опасные

  • 4 класс – малоопасные

  • 5 класс – практически неопасные


2. АНАЛИЗ ОТРАСЛИ

В среднем в России ежегодно образуется около 3,5 млрд. т отходов, 40 млн. т или 16% из которых приходится на так называемые твердые коммунальные (или бытовые) отходы. В настоящее время из этого объема утилизируется 10%, из которых 3% сжигается, 7% поступает в промышленную переработку. Потенциал же переработки ТБО оценивается на сегодняшний день в 14 млн. т. Около 90% (более 35 млн. т мусора) вывозятся на мусорные полигоны с целью захоронения.

Рисунок 1. Структура отходов в России

Обзор рынка сбора и переработки отходов 

Рисунок 2. Структура ТБО в России

 Обзор рынка сбора и переработки отходов

Рисунок 3. Структура рынка переработки ТКО

Обзор рынка сбора и переработки отходов
 

Согласно статистическим данным, полученным в ходе анализа рынка, можно выделить следующие факты:

  • на свалки ежегодно попадает 15-20 млн. т органических отходов, что составляет 30-40% от общего объема органических удобрений, используемых сельским хозяйством в России

  • ежегодный объем отходов бумаги и картона (около 15 млн. т) в три раза превышает объем производимой в России целлюлозы

  • ежегодный объем отходов стекла (3,1 млн. т) практически равен объему стеклотары, производимому в Германии

  • при захоронении безвозвратно теряется примерно 11,3 млн т, что эквивалентно объему производства бумаги и картона в Финляндии, которая является основным экспортером данного вида товаров

  • требуемые инвестиции в развитие вторичной переработки в России, в результате чего можно достичь переработки на уровне 40% от общего объема, — 44 млрд. евро

Состав ТБО теоретически позволяет использовать 60-80% общего объема в качестве сырья для промышленности (35-45%) или для компостирования (25-35%). Однако, из-за отсутствия раздельного сбора мусора, извлечь этот объем не представляется возможным. Сортировка перевезенных ТБО в смешанном контейнере позволяет получить не более 11-15% вторичных ресурсов. Биоразлагаемые (органические) отходы в этом случае использовать практически невозможно. 

Рынок сбора и переработки отходов всех видов считается одним из наиболее прибыльных. В России на сегодняшний день под утилизацией прежде всего понимается складирование твердых бытовых отходов на мусорных полигонах. При этом, переработки как таковой не происходит. В небольших объемах перерабатываются электронные отходы, доля полимерных отходов, что связано с более простым дальнейшим использованием продуктов переработки и спросом на них.

Таким образом, основными бенефициарами рынка на сегодняшний день являются владельцы мусорных полигонов. По оценкам экспертов, в 2018 году только на полигоны Подмосковья попало 5 млн. тонн мусора, а выручка полигонов составила 1,5 млрд. рублей. Таким образом, можно подсчитать, что стоимость выгрузки 1 тонны мусора составляет 300 рублей. Складирование отходов на полигонах вредит окружающей среде, но это значительно более дешевый способ утилизации, чем вторичная переработка.

Еще одна тенденция рынка сегодня – это конкуренция операторов, осуществляющих вывоз бытовых отходов. В некоторых регионах (например, Новосибирск, Пермь) это приводит к проблемам, отражающимся, в первую очередь, на населении: мусор не вывозится неделями, появляются стихийные свалки в пределах жилых районов.

В 2018 году Правительством прорабатывался вопрос о возможности монополизации рынка сбора отходов в регионах. Согласно законопроекту, в каждом регионе определяется оператор-монополист, отвечающий за сбор отходов; он будет обращаться со всеми твердыми коммунальными отходами, а также с отходами, приравненными к ним – например, отходы от бизнес-центров. Оператор имеет право нанимать субподрядчиков для выполнения части работ. С точки зрения Правительства, это позволит упорядочить деятельность операторов и повысить их ответственность. С точки зрения переработчиков отходов, такой шаг негативно повлияет на рынок утилизации и вторичной переработки. В частности, потому что монополист сможет устанавливать завышенные цены на сдачу собранных отходов переработчикам.

По словам переработчиков, структура работы на рынке сегодня выстроена неверно, что затрудняет процесс вторичной переработки и отпугивает многих новых игроков. В частности, зачастую отходы приобретаются у перекупщиков, а не напрямую о оператора, что влияет на цену. Отсутствует одно из важных звеньев – заготовители, которые занимаются сбором отходов у населения и его предварительной сортировкой. Мусор сейчас практически не сортируется – только в отдельных местах установлены урны для раздельного сбора мусора. Под некоторыми местами следует понимать некоторые торговые центры и единичные кварталы некоторых городов России – то есть менее одного процента от общего объема.

Переработчики отмечают также значительный дефицит сырья, производственные мощности по переработке, например, ПЭТ-тары загружены на 50-60%. Это связано с низким качеством приобретаемого сырья, которое требует досортировки, что влечет финансовые и временные затраты. В некоторых случаях переработчики заключают прямые договоры с организациями на забор отходов, а также самостоятельно устанавливают урны для определенного вида отходов в жилых районах городов.

Увеличить объема отходов, попадающих к переработчикам, теоретически возможно при отсутствии промежуточного звена перекупщиков, когда сырье будет напрямую попадать от регионального оператора к переработчику. Тем не менее, и при такой схеме существует опасность того, что оператор сможет устанавливать завышенные цены, по которым работать будет невыгодно. Появление оператора-монополиста также автоматически сделает невозможным самостоятельный сбор мусора у населения напрямую переработчиками.

По оценкам экспертов, в России ежегодно образуется 1 200 тысяч тонн отходов электронного и электротехнического оборудования. По данным Ассоциации переработчиков электронной и электробытовой техники, перерабатываются только 70 тысяч тонн в год. В этом сегменте наблюдается следующая тенденция: население в целях экономии сдает старую технику не специализированным переработчикам, а организациям, заготавливающим лом черных и цветных металлов. Такая ситуация отрицательно сказывается на экологии.

Из положительных новостей в этом сегменте можно выделить создание технологии, которая позволяет утилизировать климатическую и холодильную технику без потерь фреона и прочих хладагентов, разрушающих озоновый слой, что ранее было невозможно. Кроме того, техника утилизируется полностью, вплоть до полимеров.

В торможении развития раздельного сбора мусора заинтересованы также владельцы мусорных полигонов, зачастую имеющие и собственный автопарк, что позволяет зарабатывать еще на порядок больше. Ситуацию может исправить только государственное регулирование, если будут приняты нормы по раздельному сбору бытовых отходов. Сегодня за решение этих вопросов отвечают местные комитеты по благоустройству, которые регулируют тарифы на сбор мусора. Участники рынка считают, что основным мотивирующим фактором для населения будет разница в тарифах на вывоз раздельно собранного и смешанного мусора. При этом, разница должна быть весьма существенной, чтобы заставить население пойти на дополнительные трудозатраты при сортировке.

К проблемам рынка можно отнести значительную часть теневого сектора. Согласно отчетности, утилизация в стране практически не проводится. На деле же, без реальной отчётности невозможно ввести адекватные тарифы.

Изменения, которые произошли в законодательстве в 2015-2018 гг.:

— ФАС утвердила «Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами»

— Минстрой России завершил разработку подзаконных нормативных правовых актов, определяющих четкий порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, обезвреживания, захоронения и утилизации ТКО

— Минстрой России внес предложение об изменении законодательства по отходам:

  • включение в перечень расходов регионального оператора сортировку твердых коммунальных отходов

  • уточнение правил внесения платежа за негативное воздействие на окружающую среду

— Федеральная служба по надзору в сфере природопользования утвердила форму расчета суммы экологического сбора

— 2018 год объявлен Годом экологии в России; затраты на проведение мероприятий, приуроченных к Году экологии, оцениваются в 194 млрд рублей

— Утвержден регламент по лицензированию работ с отходами

— Сформирован перечень отходов, подлежащих утилизации

— Вводится запрет на захоронение:

  • с 1 января 2018 года – лом и отходы черных и цветных металлов, а также отходы оборудования и прочей продукции, содержащих ртуть

  • с 1 января 2018 года – отходы бумаги и картона, шин, покрышек, автомобильных камер, а также отходы продукции из термопластов, стекла, изделий из стекла

  • с 1 января 2020 года – компьютерное, электронное, оптическое и электрическое оборудование

— Вводятся твердые тарифы муниципалитетов на сбор и транспортировку отходов

— В обязательном порядке вводится разработка территориальных схем в области обращения с отходами в регионах

— В обязательном порядке проводится выбор регионального оператора по обращению с отходами

По оценке Федеральной антимонопольной службы, рынок отличается весьма низкой конкурентоспособностью, особенно на региональном уровне. По результатам проведенного исследования сделаны следующие выводы для городов с численностью населения более 100 тыс. чел.:

— 45% городов – деятельность по вывозу отходов осуществляет один хозяйствующий субъект, преимущественно муниципальные предприятия

— 39% городов – деятельность осуществляют одновременно два-три субъекта

При этом, на рынке сортировки и переработки ТБО деятельность ведет значительно более количество субъектов, в частности, предприятия малого бизнеса. Основные виды деятельности, осуществляемые данными предприятиями:

— сбор и транспортировка ТБО к месту сортировки

— сортировка отходов с отбором тех видов, которые могут быть переработаны в дальнейшем (утильных фракций)

— прессование утильных фракций

— вывоз неиспользуемых в переработке отходов для их захоронения

В результате этой деятельности получаются брикетированные отходы. В случае раздельного сбора мусора и при отсутствии необходимости дополнительных работ по сортировке выход брикетированной утильной фракции, пересылаемой промышленным предприятиям для дальнейшей переработки, может составлять до 97% общего объема мусора; оставшиеся 3% отправляются на захоронение или уничтожение.

К перспективам рынка отходов эксперты относят следующие:

  • Объем рынка переработки отходов – до 3,5 млрд долларов в год, из них ТБО – 1,5-2,0 млрд долларов

  • малое количество мусороперерабатывающих заводов (около 250), мусоросортировочных комплексов (около 50), мусоросжигательных заводов – (11), что означает большие возможности для роста

  • Основные перерабатывающие предприятия расположены в преимущественно в крупных городах (особенно в Москве)

  • Отсутствие заводов переработки полного цикла

  • Твердые тарифы муниципалитетов на сбор и транспортировку отходов

  • Недостаток современных технологий и механизмов утилизации отходов

  • Изменения в законодательстве Российской Федерации

Все эти факторы делают сферу инвестиций в мусоропереработку России перспективной и привлекательной. Наибольшее количество компаний осуществляют деятельность в сфере перевозки бытовых отходов, либо специализируются на переработке одного вида отходов (макулатура, пластик).

При низкой конкуренции, стоимость входа на рынок переработки бытовых отходов достаточно велика – от 2 млн евро для открытия мусоросортировочного комплекса и от 20 млн. долларов для строительства мусороперерабатывающего завода. Наиболее прибыльным видом бизнеса на сегодняшний день является специализация на переработке определенного вида отходов, но только в том случае, если есть гарантированный доступ к этим отходам. 

Денис Мирошниченко
(c)  —