Творческий бизнес: фитодизайн

Творческий бизнес: фитодизайн

Дизайнерские всегда пользуются спросом среди населения. Несмотря на большое количество дизайнерских фирм, сегодня даже небольшие студии могут успешно существовать на рынке, хоть и уровень конкуренции не лучшим образом сказывается на их деятельности. Но даже в условиях такого широкого распространения дизайнерских студий большинство из них предлагают общий комплекс услуг без углубленного проектирования какой-либо сферы. И поэтому появляются «тематические» дизайнеры, которые занимаются не совсем стандартными заказами. Сюда относится и отрасль фитодизайна.

Собой фитодизайн представляет обустройство помещений растениями, причём это направление ориентируется не только на эстетическую привлекательность создаваемого проекта, но и на его научную обоснованность и практическую составляющую. Не секрет, что зелёные насаждения хорошо сказываются на здоровье и самочувствии человека, и многие начальники задумываются о том, чтобы внести в своего офиса живые . Всё это значительно сказывается на целесообразности проведения фитодизайна, и наиболее прогрессивные бизнесмены уже сегодня начинают обращаться к таким услугам.

Данное направление имеет преимущество в том, что им занимается не так много фирм, то есть уровень конкуренции в больших городах достаточно низок. Безусловно, обычные дизайнерские студии могут принять подобный проект и полностью сконцентрироваться на создании правильного расположения тех или иных растений относительно друг друга и интерьера, но при этом они не будут учитывать природные особенности самих растений, а это очень важно в данном направлении. В общем и целом, именно сочетаемость растений – это существенное отличие фитодизайна от собственно простого дизайна. Даже флористика не столь глубоко изучает эти характеристики растений, поэтому фитодизайн и выделяется как отдельное направление в деятельности человека, а не небольшой подраздел дизайнерского искусства. Но отсюда и следствие – заниматься этой работой может только человек, который прошёл соответствующее обучение и прекрасно разбирается во всех особенностях работы. Ему нужно понимать принципы дизайна, флористики, а также специфических моментов именно этого направления. Фитодизайном не следует заниматься любителям, потому что в итоге рано или поздно появится человек, который предложит что-то лучше.

Для начала своей работы нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Для простоты можно остаться физическим лицом, зарегистрировавшись как индивидуальный предприниматель. Это не потребует существенных финансовых вложений в регистрацию, заметно упростит документооборот, да и по времени пройдёт гораздо быстрее. Если есть необходимость зарегистрировать юридическое лицо, то предпочтительно выбрать общество с ограниченной ответственностью, потому что в этом случае доступна упрощённая система налогообложения: 6% от дохода или 15% от операционной прибыли в пользу государства, что заметно ниже, чем налог на прибыль организации. Важный момент – выбор кода ОКВЭД, и такая деятельность подходит под определение (ОКПД 2) 74.1 Услуги по специализированному дизайну. Чтобы не допустить ошибок на этапе регистрации лучше обратиться к грамотному юристу или вообще в специализированную фирму, которая помогает начинающим предпринимателям оформить своё дело в установленном законом порядке. Но в этом случае потребуются дополнительные финансовые вложения.

Сходными видами бизнеса являются не только дизайнерские услуги и услуги флориста, но и торговля живыми или искусственными цветами – фитодизайн объединяет это всё и привносит дополнительную специфику. То есть нужно быть флористом, дизайнером, продавцом, а также в своём роде учёным, получившим знания в данной сфере. Здесь перед предпринимателем открывается два пути: получить эти знания самостоятельно или же привлечь сотрудников. Лучше всё-таки самому понимать, на чём держится свой бизнес, и поэтому обратиться в специализированные конторы, которые проводят фитодизайна. 

Среди обилия таких учителей важно выбрать настоящего, а не такого, который просто хочет денег, объясняя какие-то пространственные вещи, которые впоследствии не найдут практического применения. Также важно ознакомиться с самой программой , потому что она может быть неполной или освещать лишние для работы моменты. Фирма, предлагающая такие услуги должна обладать какими-либо сертификатами на проведение учебной деятельности, не говоря уже о лицензии государственного стандарта на такую работу. 

На занятия придётся выделить не меньше месяца, причём занятия в этом случае должны проводиться с высокой частотой, иначе освоить весь нужный материал не получится. Из общераспространенных видов фитодизайна нужно изучить всю информацию об озеленении, правила растениеводства (посадка, уход, , температурный режим, физические воздействия), дизайнерские принципы (сочетание цветов, расположение элементов, психологическое восприятие, символика), изучение свойств объектов (от природных особенностей растений до особенностей горшков и ваз), а также правила составления букетов и «язык цветов». Дополнительно обучаются мастерству работы с так называемым зимним садом и оранжереями, с японской аранжировкой (в первую очередь – икебана), работе с сухими цветами и их композициями и искусственными цветами. Также важно, чтобы в курс входила не только теоретическая часть, но и практика. 

В итоге прошедший обучение человек становится полноценным фитодизайнером, и обучающая должна выдать свидетельство об окончании этих курсов. Это будет впоследствии больше применяться в рекламе и для подтверждения своей квалификации перед клиентами, самому же предпринимателю главное – обучиться этому искусству.

Стоимость таких курсов может существенно отличаться. Начинается она от 10 тысяч рублей, для икебан может быть немного дороже, но в среднем полноценное обучение потребует порядка 20 тысяч рублей. Если нет желания учиться в группе или требуется быстрое освоение знаний, можно заказать индивидуальное обучение, но оно обойдётся не меньше 50 тысяч рублей. В случае, если нет вообще желания тратить на это время и силы, можно нанять уже обученного фитодизайнера, но тогда придётся отдавать ему существенный процент от суммы заказа, и предпринимателю придётся сотрудничать со многими фитодизайнерами и находить огромное количество заказов, что может быть нелегко, особенно в первое время. Иначе не получится получать прибыль. То есть в этом случае организатор бизнеса станет менеджером по продажам, хотя лучше эту должность совмещать с дизайнерской.

Следующий очень важный человек – флорист. Он будет ухаживать за растениями, собирать их в букеты, производить подбор, то есть станет исполнителем заказа (а не разработчиком проекта в противоположность фитодизайнеру). Флористы будут работать в самом офисе компании, но в их обязанности может входить и выезд на объект с целью претворения проекта в жизнь, а также последующее обслуживание клиентов. Обычно эти обязанности выполняют разные люди, но поначалу, когда огромной загруженности нет, штат может быть сокращённым. В некоторых случаях флорист и будет фитодизайнером, потому что его знаний может быть достаточно для создания проекта, но лучше различать эти должности на исполнительную и творческую. Тем более, что в компании должны быть и помощники-декораторы, которые выполняют всю работу, связанную с непосредственно монтажом, а также с выполнением требований флориста.

Для работы потребуется и помещение, которое не обязательно должно располагаться в центральных районах города – в целях экономии все презентации своих услуг можно проводить на собственном сайте или уже непосредственно на территории заказчика. В зависимости от планируемых объёмов своей работы подбирается и размер помещения, и его должно хватать на обслуживание всех заказов в каждый момент времени. То есть это может быть и простая каморка, где трудится один флорист, и огромная оранжерея, где обрабатываются закупленные командой опытных работников. Офис компании – это «перевалочный пункт», где флористы собирают закупленные по заказу букеты, рассаживают растения и подготавливают их к последующему монтажу на месте заказчика. Плюс нужно иметь помещение для хранения всей продукции перед отправкой к заказчику. Отдельно выделяется рабочее помещение для самих дизайнеров, и им потребуется стандартная офисная и обеспечение для работы.

Работа студии фитодизайна состоит из четырёх частей, причём каждая является развитием предыдущей. Заказчик может ограничиться только первой частью, а всё остальное выполнить сам, либо же заказать комплексный проект, который стоит довести до конца:

1. Фитодизайн. Это и есть разработка проекта с учётом всех требований и пожеланий клиента и особенностями самого фитодизайна, который учитывает параметры помещения, назначение помещения и его интерьер. Разработка только на бумаге, которая по завершению передаётся заказчику. Стоимость такого вида работы начинается от 5 тысяч рублей. Дополнительно оплачивается первичный выезд дизайнера на место.

2. Закупка материалов. Клиенту могут понравиться редкие растения или что-то совершенно необычное, да и простые растения он может не захотеть покупать самостоятельно, доверив это дело профессионалу. В этом случае фитодизайнер покупает нужные материалы (не только сами растения, но и горшки, вазы, ограждения, клумбы и другие элементы) и передаёт их потребителю. Стоимость этой работы может не взиматься (то есть оплачивает заказчик только сами цветы и материалы) или же быть небольшим процентом от закупки.

3. Монтаж. Если заказчик не обладает возможностями (или желанием) заниматься благоустройством своего помещения самостоятельно, то и тут поможет ему. Именно для этого в штате содержатся дополнительная рабочая сила – исполнители, которые просто проводят установку. По своей сути, эти все три этапа и есть законченный и реализованный проект студии фитодизайна. Стоимость – обычно процент от цены на закупленные растения и вспомогательные элементы.

4. Обслуживание. При облагораживании живыми цветами нельзя забывать о том, что они могут погибать, и для предотвращения этого проводится постоянный уход за ними. Конечно, этим часто начинает заниматься сам заказчик, но всё же он не обладает достаточными знаниями, чтобы правильно ухаживать за растениями, особенно экзотическими. В этом случае заключается договор на постоянный приезд флориста с целью поддерживать созданный интерьер. Здесь стоимость также лучше рассчитать в зависимости от количества растений, и установить фиксированную плату в месяц. Для студии это хорошо тем, что приносит постоянный доход.

Стоимость проекта должна быть не меньше определённой цифры, но при этом рассчитывать всё-таки по квадратуре помещения. Также нужно учитывать и предпочтения заказчика. Таким образом, несколько проектов позволят получить не только прибыль с самого проекта, но и в дальнейшем принесут дополнительный доход по обслуживанию. Однако не все клиенты захотят воспользоваться всем перечнем услуг, нередко заказывается одна только проектировка – то есть услуги самого дизайнера.

Чтобы обеспечить себе беспрерывную работу, нужно сразу найти поставщиков оптом всех возможных растений, в том числе и весьма экзотических и не произрастающих на территории России. Не исключено, что придётся сотрудничать с зарубежными компаниями и заключать договоры на поставку растений с другого материка. Но клиент будет этого требовать, и использование нехарактерных для этой страны растений будет обходиться дороже для заказчика, но более выгодно для студии фитодизайна. Оптимально, если поставщики будут привозить растения по первому требованию, а особо неприхотливые растения можно временно держать и у себя. Помимо продавцов живого товара нужно договориться с поставщиками расходных материалов, дополнительных элементов, искусственных цветов и тому подобными людьми. Сотрудничать в таком виде бизнеса придётся с большим количеством компаний.

Основными клиентами станут почти наверняка другие предприниматели – в первую очередь те, которые содержат офис. Их проекты будут обходиться дороже (из-за размеров помещений и высоких требований к качеству), чем у частных лиц. Это вторая категория клиентов – люди, желающие украсить свой дом. Здесь можно рассчитывать на весьма смелые требования, и дизайнер должен уметь справляться с самыми сложными заданиями. В дополнение студия фитодизайна занимается тем, что предоставляет свои услуги по временно декорированию. Это могут быть банкеты, свадьбы, деловые мероприятия, детские праздники и тому подобные события. Как правило, такие заказы выполняют именно студии флористики, но и фитодизайнер может браться за такие заказы. Дополнительный доход можно себе обеспечить, если заниматься небольшим производством, то есть из закупленных растений создавать букеты, композиции и даже венки, чтобы впоследствии продавать их в розницу или оптом. Такая работа может занять флориста при отсутствии заказов или же будет приносить приятный дополнительный доход. Как и в любом творческом бизнесе, здесь тоже можно придумывать новые идеи.

Но для того, чтобы получать прибыль, придётся огромное внимание уделить рекламе. В первую очередь нужно создать свой собственный сайт, на котором размещены предложения для клиентов, указана стоимость услуг и подробно расписано, что такое фитодизайн и зачем он вообще нужен. Здесь придётся продвигать свой товар самостоятельно, а не ждать спроса от клиентов, потому что люди в России пока ещё не слишком активно интересуются такой услугой. Многие и вовсе считают её ненужной тратой денег. Здесь лучше ориентироваться в первую очередь на тех, кто нуждается в дизайнерском проекте помещения вообще – им и стоит предлагать чуть более совершенную услугу. Причём по стоимости она не сильно отличается от обычного дизайнерского проекта, что позволяет заинтересовать потребителя. Не исключено, что потребуется нанять менеджера(-ов) по продажам, и человек на этой должности должен будет самостоятельно находить клиентов и продвигать услуги компании.

Работа в данной сфере отличается творческим подходом, нестандартным форматом к понятию дизайна и в некотором роде инновациями. Всё же в настоящее время фитодизайн – не слишком распространённое явление, и население, если его правильно заинтересовать, наверняка будет обращаться к такому новому веянию. Сложности в данном виде бизнеса как раз и заключаются в первую очередь в продвижении своих услуг, нужна мотивация и интерес потенциальных клиентов, но, с другой стороны, этим занимается небольшое количество конкурентов, а значит, серьёзной борьбы ожидать не приходится. Поэтому, обладая достаточными знаниями, можно открывать столь необычный проект и рассчитывать на получение прибыли. Для людей, которые увлекаются фитодизайном, это станет и бизнесом, и хобби одновременно.

Матиас Лауданум

(c) —

Статьи такими же метками:

Поделиться:
Нет комментариев
Adblock detector