Виды услуг. Предоставление услуг

Услуга представляет собой итог непосредственного взаимодействия двух субъектов: заказчика (потребителя) и исполнителя. В качестве нее также признается результат собственной деятельности последнего, направленный на удовлетворение определенных нужд. В России существует несколько вариантов классификации полезной деятельности. Рассмотрим далее, какие сегодня существуют виды услуг. Виды услуг. Предоставление услуг


Общая классификация

Деятельность человека воплощается в конкретных товарах или существует в качестве полезного эффекта от его работы. По данным критериям выделяют материальные и нематериальные виды услуг. К примеру, портной шьет одежду. Превращение материала в тот или иной предмет выступает в качестве услуги этого человека. Его деятельность, таким образом, является материальной, поскольку воплощается в конкретном изделии — одежде.

Одной из важнейших особенностей услуг, существующих сегодня, считается полезный эффект для потребителя. При этом такое действие оказывает и живой труд, и работа, овеществленная в конкретном продукте. Это, собственно, и определяет принципиальное назначение всей сферы обслуживания. Оно, в частности, состоит в формировании комфортных условий для людей во время отдыха, в транспорте, в общественном или ином месте. Полезным эффектом деятельности выступает комплекс свойств услуги, которые направлены непосредственно на удовлетворение тех либо других человеческих нужд.

Экономические типы

В современных условиях существуют нерыночные и рыночные виды услуг. Последние оказываются за определенную плату. Цены на такую деятельность устанавливаются так, чтобы исполнитель не только смог покрыть понесенные издержки, но и получить доход. Рыночные виды услуг, таким образом, приравниваются к продукции и выступают в качестве объекта сделки. Нерыночная деятельность осуществляется безвозмездно. Обычно, они имеют социально-ориентированный характер. Их финансирование осуществляется за счет бюджета или средств общественных организаций (профсоюзов, партий и прочих). Потребителями таких услуг выступают или домашние хозяйства, или все общество в целом. Виды услуг. Предоставление услуг

Важный момент

Следует отметить, что почти все существующие виды услуг можно оказывать как платно (полностью или частично), так и безвозмездно. В качестве исключения вступает деятельность органов управления (в том числе, правоохранительных и оборонных учреждений), благотворительных организаций и церкви. Услуги этих субъектов оказываются всегда безвозмездно. Сегодня, в соответствии с рекомендацией Статистической комиссии при ООН, в качестве платной признается любая деятельность, которая предлагается по экономически значимой стоимости.

Рыночные типы

В современной экономической системе большое внимание уделяется статистическому анализу и прогнозированию. Для наиболее успешного осуществления этой деятельности необходимо осуществлять правильное сегментирование рынка. При решении данной задачи целесообразно применять следующую классификацию платной полезной деятельности людей:

  • Бытовое обслуживание.
  • Пассажирские перевозки.
  • Связь.
  • Коммунальные услуги.
  • Туристско-экскурсионная сфера.
  • Услуги культурных учреждений.
  • Физкультура и спорт.
  • Медицинское, ветеринарное, санитарно-оздоровительное обслуживание.
  • Общественное питание, торговля.
  • Банковские услуги.
  • Образование.
  • Юридические услуги.
  • Прочая полезная деятельность, ориентированная на удовлетворение нужд потребителей. Виды услуг. Предоставление услуг
  • Покупательская способность

    В качестве важнейшего фактора, который нужно учесть в процессе исследования платной полезной деятельности в России, выступает распределение населения по величине среднедушевого дохода. От его размера (при других равных условиях) напрямую зависит объем и структура расходов на платные услуги. По статистическим данным, малообеспеченные граждане отказываются от 5, 6 и 7 группы. Более того, ввиду отсутствия необходимых средств, они не могут позволить в полной мере использовать предложения 1-4 категорий. Таким образом, не имея возможности заплатить за коммунальные услуги, например, население накапливает долги.

    Особенности сегментации рынка

    В теории у каждого гражданина страны есть возможность приобрести любую услугу от первой до седьмой группы. В этой связи все население страны может рассматриваться в качестве совокупности клиентов, которые подлежат сегментации. Но данную процедуру нельзя провести по всему рынку в целом. Ее следует осуществлять относительно каждой группы отдельно. При этом величина сегментов в том или другом случае будет отличаться. К примеру, на рынке жилья отсутствует недвижимость, которая принадлежит собственникам. Поэтому сегментация осуществляется среди пользователей наемных площадей, за которые граждане выплачивают квартплату, и арендованных помещений. Рынок платного обслуживания жилья необходимо отличать от сектора собственной недвижимости, где производится купля-продажа. Последний функционирует по иным законам товарооборота.

    Платные транспортные услуги не распространяются на некоторые категории граждан. В их число, в частности, входят те, кто имеет право бесплатного проезда (инвалиды, пенсионеры, сотрудники полиции и прочие). Сектор международного туризма привлекает преимущественно население с высоким доходом. Его часть составляет меньше 10% от общей численности граждан страны. Виды услуг. Предоставление услуг

    Значимость и массовость

    Наиболее важными сегодня считаются:

  • Бытовые услуги.
  • Пассажирские перевозки.
  • Связь.
  • ЖКХ.
  • Содержание детей в дошкольных и школьных учреждениях.
  • Медицинские услуги.
  • Оздоровление и санаторно-курортное лечение.
  • Спорт и физическая культура.
  • Юридические услуги.
  • Финансовое обслуживание.
  • Туристско-экскурсионная сфера.
  • Научная сфера.
  • В приведенном перечне услуги расположены по степени убывания приоритетности для населения. Это указывает на то, что первые две группы обладают меньшей эластичностью от размера покупательской способности граждан.

    Бытовая сфера

    В каждой группе потребителям предлагается определенный ассортимент. Бытовые услуги включают в себя:

    • Индивидуальный пошив и ремонт одежды и обуви.
    • Ритуальные услуги.
    • Ремонт бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры.
    • Вязку и пошив трикотажных изделий.
    • Изготовление и ремонт ювелирных изделий и прочие.

    Виды услуг. Предоставление услуг

    Описание

    Для каждой группы предусматривается определенная характеристика, по которой потребитель оценивает ее значимость:

  • Сфера ЖКХ предполагает предоставление услуг по ремонту оборудования и жилых помещений, выделение наемных и арендуемых площадей. К этой же категории относят стоимость газа, электроэнергии, отопления, канализации, воды и прочего.
  • Жилищные услуги. Они включают в себя непосредственно получение наемных площадей, за которые граждане отчисляют квартплату.
  • Коммунальная сфера. Она предполагает снабжение газом, электроэнергией, теплом, телефоном, водой, санитарную очистку и так далее.
  • Бытовая сфера включает в себя довольно обширный спектр деятельности — от ремонта и пошива обуви и предметов одежды до фотоателье и пунктов проката.
  • Пассажирские перевозки предполагают использование городского, междугородного, международного транспорта для перемещения населения и багажа. К ним также относят и сопутствующую деятельность определенных учреждений: продажу билетов кассами, комнаты отдыха на вокзалах и прочее.
  • Предоставление услуг культурного характера осуществляется театрами, кинозалами, библиотеками, филармониями, клубами и так далее.
  • Дошкольные учреждения включают в себя ясли, дома ребенка, детские сады.
  • Платные образовательные и медицинские услуги предполагают деятельность частных клиник и учебных заведений, репетиторство и пр.
  • Туристско-экскурсионная сфера предлагает прием и сопровождение зарубежных и российских туристов, в том числе оформление необходимой документации, размещение, питание, деловую, развлекательную программу.
  • Финансовые организации осуществляют как бесплатную, так и платную полезную деятельность. К первой относят открытие и ведение счета, депозиты, ко второй — обмен валюты, хранение ценностей, аренду сейфов и пр.
  • Правовые услуги оказывают охранные фирмы, нотариусы, адвокаты и прочие.
  • Виды услуг. Предоставление услуг

    Стабильность рынка

    Сфера некоторых услуг, к примеру, бытовых, зависит от уровня приоритетности тех или иных их видов. Стабильность рынка отмечается среди технически сложной деятельности, которую практически невозможно осуществлять в домашних условиях (ремонт автобуса, громоздкой техники и пр.). Большим колебаниям подвергается рынок тех услуг, которые можно оказать на дому. К ним, например, относят ремонт обуви и одежды, парикмахерские, прачечные.

    Нематериальная деятельность

    Она выступает в качестве особого объекта статистического исследования. При расчетах в категорию платной нематериальной деятельности включены услуги:

    • Бытового характера.
    • Транспорта и связи.
    • ЖКХ.
    • Дошкольных учреждений.
    • Спортивных и физкультурных объединений.
    • Правовых компаний.
    • Страховых, финансовых фирм и пр.

    На настоящий момент в РФ действует Классификатор услуг, утвержденный 1 января 1994 года. Виды услуг. Предоставление услуг

    Государственные услуги

    Они включаются в отдельную категорию. Эта деятельность осуществляется по запросам заявителей в рамках полномочий, установленных нормативными актами РФ и субъектов для соответствующих структур. Государственные услуги оказывают:

  • Правительство России.
  • Внебюджетный фонд.
  • Исполнительные структуры регионов РФ.
  • Данная деятельность осуществляется в соответствии с функциями, которые определены для указанных субъектов в Конституции страны, федеральных и региональных законах.

    Источник

    Поделиться:
    Нет комментариев
    Adblock detector