Учетная политика для целей налогового учета: формирование учетной политики предприятия

Документ, определяющий учетную политику для целей налогового учета, аналогичен документу, составленному по правилам учета в бухгалтерии. Он применяется в целях налогообложения. Его гораздо сложнее составить из-за того, что четких указаний и рекомендаций по его разработке в законе нет. Налоговикам и бухгалтерам организации приходится разрабатывать фискальную политику так же, как и бухгалтерскую, опираясь на нормы налогового законодательства. Далее предлагаем обратить внимание на основные моменты, что следует указать в документе учетной политики для целей налогового учета.

Учетная политика для целей налогового учета: формирование учетной политики предприятия


Что такое учетная политика в расчете налогов?

Это свод, в котором прописаны правила ведения учета в компании. В документе фиксируются способы документооборота, оценки и контроля фактов предпринимательской деятельности. Образца учетной политики для целей налогового учета законом не закреплено. Применение правил, зафиксированных в учетной политике, влияет на результат работы компании и на базу для расчета фискальных сборов. Существуют три вида политики учета:

  • Бухгалтерская.
  • Налоговая.
  • МСФО.

Процедура написания учетной политики для целей налогообложения описана в НК РФ. Это самый главный закон для налоговиков. Учетная политика для целей налогового учета — это выбранная организацией, являющейся налогоплательщиком, совокупность допускаемых законом способов определения, оценки и отнесения доходов и (или) затрат, их учета и иных, требуемых для целей учета налогов, показателей предпринимательской деятельности организации.

Период действия учетной политики

Учетную политику по налоговому учету обязана применять со дня открытия и до момента ликвидации. Для корректировки принятой фискальной политики требуется изменение:

  • методов учета, используемых организацией;
  • условий работы организации;
  • фискального законодательства нашей страны.

В первых двух случаях корректировки в учетной политике для целей налогового учета применяются с начала нового фискального периода. В последнем случае — с периода вступления в законную силу изменений. Политика по НДС может корректироваться один раз в год, изменения можно проводить с начала года, следующего за периодом ее утверждения. Новые организации должны использовать учетную политику для целей налогового учета с момента своего открытия. Для налога на прибыль никаких рамок не существует. Для необходимости расчета НДС срок принятия политики учета должен быть не позднее завершения первого фискального периода предпринимательской деятельности организации. Налоговый период для расчета НДС — квартал.

Разработанная учетная политика для целей налогового учета применяется до того времени, пока в нее не будут внесены корректировки. Составлять обновленную налоговую политику ежегодно не требуется. В фискальном учете применяется последовательный принцип.

Учетная политика для целей налогового учета одна для всей организации и ее структур. Юридические лица не должны представлять свою учетную фискальную политику в инспекцию после ее разработки. Если же инспекторы проводят аудит учетной политики для целей налогового учета, то компании придется предоставить ее в налоговую службу в срок не более пяти суток после вручения требования о необходимости предоставления документа. Неисполнение этого предписания может быть расценено налоговыми инспекторами как злостное препятствие осуществлению фискального контроля.

Создание сводного документа учета

Учетная политика для целей налогового учета: формирование учетной политики предприятия

Сотрудники организаций могут для создания регламента для налогообложения с учетом всех актуальных изменений использовать специальное . Оно называется конструктор учетной политики для целей налогового учета. Программный продукт, как правило, разработан для того, чтобы создать небольшую учетную политику, отразив в ней только самые необходимые показатели. Для каждого показателя в конструкторе приводится несколько способов учета, компания выбирает наиболее подходящий для себя. На сайтах, где размещены конструкторы, как правило, приведены примеры учетной политики для целей налогового учета.

В самом начале необходимо определится, какой режим фискального учета применяет :

  • общую фискальную систему обложения (ОСН);
  • общий фискальный режим, совмещенный с уплатой ЕНВД;
  • упрощенную систему обложения налогами (УСН);
  • упрощенный фискальный режим, совмещенный с уплатой ЕНВД.

После того, как организация определяется с режимом налогообложения, составляется образец учетной политики для целей налогового учета.

Изменения 2018 года

Учетная политика для целей налогового учета: формирование учетной политики предприятия

Корректировки текущего года несущественны. Они затронули новые положения Налогового кодекса. Одно из нововведений коснулось контроля затрат на покупку основных активов. На предстоящие четыре года для организаций расширен список объектов, к которым будет применяться ускоренная амортизация с коэффициентом не выше трех. Повышающий показатель может быть применен только к активам, введенным в эксплуатацию после начала 2018 года и только в отношении фондов, указанных в перечне, утвержденным правительством России. Если у организации есть такие активы, и она намеревается применять новый показатель при их амортизации, это требуется прописать в учетной политике для целей налогового учета 2018 года.

Далее подробно рассмотрим еще три изменения текущего года:

  • Введение понятия «налоговый вычет для инвестиций».
  • Корректировки в учете расходов на НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).
  • Изменения учета входного НДС.

Налоговый вычет на инвестиции

Учетная политика для целей налогового учета: формирование учетной политики предприятия

С начала текущего года в главу 25 Налогового кодекса введено новое понятие «налоговый вычет для инвестиций». С 2018-го организации имеют право уменьшить платеж по налогу на прибыль, оплачиваемый авансом, на вновь введенный фискальный вычет. Это могут быть затраты на приобретение или модернизацию основных активов, относящихся к группам амортизации, с третьей по седьмую.

Указанные затраты можно будет вычитать стопроцентно: до девяти десятых из региональной части сбора, до одной десятой — из федеральной. Размер инвестиционного вычета по части сбора, уплачиваемого в региональный бюджет, не может превышать разницы между рассчитанной суммой фискального сбора без применения вычета и налогом, рассчитанным по ставке 5 %. То есть 5 % нужно будет обязательно заплатить в региональный бюджет . Если вычет превысит фискальный сбор, то неиспользованная часть перейдет на будущие периоды. Инвестиционный вычет применяется к фискальному сбору, начиная с периода, в котором основный актив введен в использование либо изменена его стоимость.

Согласно учетной политике, для целей налогового учета 2018 года объекты, из-за которых использовался фискальный вычет на инвестиции, не амортизируются. В случае реализации основных объектов, в отношении которых использовался вычет, после окончания периода его использования доходом будет признаваться вся сумма по контракту. Если же основный актив, по которому был применен инвестиционный вычет, будет продан до завершения периода его полезного использования, организации придется восстановить фискальные суммы, не уплаченные из-за применением вычета. При этом в затратах будет учтена цена основного средства при приобретении.

Принимая решение об использовании фискального вычета для инвестиций, требуется учесть, что при проверке налоговой декларации инспектор имеет право потребовать разъяснения и об использовании вычета. Сделки организации, применяющей вычет, со своим зависимым лицом будут признаваться подлежащим контролю, если доходы по ним превысят сумму в 60 миллионов рублей. На данный момент узаконено, что налогоплательщики, имеющие право на вычет, будут определяться на региональном уровне. Субъекты могут самостоятельно определять условия предоставления инвестиционного вычета. Учитывая, что такие изменения улучшают положение организаций, субъекты могут принимать соответствующие нормы и распространять их действие с начала текущего года. Решение об использовании вычета должно быть прописано в политике учета организации для целей фискального учета.

НИОКР

Произошли изменения в узаконенных правилах учета затрат на НИОКР:

  • Дополнен перечень затрат на НИОКР.
  • Уточнен порядок признания затрат на научные и исследовательские работы, которые можно учитывать при фискальном обложении с увеличенным в полтора раза коэффициентом. На данный момент эти расходы организации имеют право учитывать в прочих затратах отчетного фискального периода, в котором работы или отдельные их этапы были завершены. Однако с начала года расходы будут формировать изначальную цену нематериальных амортизируемых активов, исключительных прав на результаты интеллектуальных трудов, полученных в результате выполнения работ. В политике по налоговому учету организации требуется закрепить выбранную процедуру признания затрат.

Входной НДС

В начале 2018 года приняты изменения, касающиеся организаций, у которых есть операции, облагаемые и не облагаемые НДС. При проведении операций компания обязана вести учет раздельно входного фискального сбора для облагаемых и необлагаемых операций. Если расходы на необлагаемые сделки в сумме не превышают 5 %, организация вправе раздельный учет не вести и всю сумму фискального сбора принять к вычету.

Изменения в законе больше не позволят компаниям не разделять учет входного НДС при проведении облагаемых и необлагаемых операций. Сохраниться лишь право принимать к вычету суммарный фискальный сбор. Таким образом, образец учетной политики для целей налогового учета на 2018 год по ОСНО организации в области ведения учета НДС требуется скорректировать в соответствии с изменениями в законодательстве.

Учетная политика для компаний при ОСНО

Учетная политика для целей налогового учета: формирование учетной политики предприятия

Для целей налогового учета политика компании должна содержать следующие моменты:

  • Правила расчета налога на прибыль. В документе требуется указать порядок отнесения доходов и затрат. У организаций, занимающихся коммерческой деятельностью, данный вопрос является основным. У некоммерческих организаций проблемой, решаемой при написании налоговой политики из-за отдельного учета облагаемых и необлагаемых доходов и затрат по всем работам. Это один из главных параметров учетной политики налогового учета.
  • Учет по отдельности. Существует требование ведения названного учета для организаций, получающих средства финансирования на определенные цели. Если нет такого учета у компании, получившей эти средства, доходы рассматриваются как налогооблагаемые с даты их получения. Как производить раздельный учет доходов и сделанных за их счет затрат не указано в законе, поэтому данный момент финансовый специалист должен прояснить в учетной политике для целей налогового учета на примере организации. Например, если в организации доходы и затраты разделяются между уставной и приносящей доход деятельностью, то регистры учета в бухгалтерии могут быть использованы и как налоговые. Если же в бухгалтерском учете нет необходимой информации, то организация вправе сама дополнить их реквизитами. Важно разделить расходы на управление организацией и косвенные расходы, финансируемые за счет необлагаемых поступлений, так как они связаны с уставной деятельностью. Хотя часть косвенных затрат может оплачивать за счет коммерческой деятельности. Разграничение косвенных затрат производится исходя из реальных объемов их оплаты.
  • Имущество, подлежащее амортизации. Процедура определения таких активов прописаны в законе. В учетной политике для целей налогового учета на примере организации следует определить метод начисления амортизации. Существует линейный метод и нелинейный. Выбор при осуществлении предпринимательской деятельности чаще делается в пользу линейного, более простого способа расчета амортизации. Способ, выбранный компанией, применяется к основным фондам вне зависимости от даты их покупки. Вне зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода, линейный используется по отношению к зданиям и активам, входящим в восьмую, девятую и десятую амортизационную группу, независимо от периода начала их эксплуатации. Это легко проверяется при проведении аудита учетной политики для целей налогового учета. Все исчисления в организации должны происходить в соответствии с учетной налоговой политикой. Так, например, учетная политика для целей налогового учета допускает расчет амортизации по нормам ниже узаконенных, если это закреплено в документе. Решение о применении в предпринимательской деятельности понижающего показателя прописывается в политике с выбором метода амортизационного начисления. При реализации амортизируемого имущества организациями, использующими уменьшенные амортизационные нормы, их конечная стоимость определяется исходя из используемой амортизационной нормы.
  • Амортизационная премия, по которой подразумеваются расходы на основные средства, которые можно учесть в размере не более 10 % от изначальной стоимости основных активов организации или затрат, полученных в случаях изменения основных активов из-за реконструкции, ликвидации или модернизации. Исключением признаются основные средства, полученные безвозмездно. В частности, амортизационная премия предусмотрена для имущества, которое подлежит амортизации. Между тем не амортизируется имущество организаций, занимающихся некоммерческой деятельностью, полученное в качестве поступлений на определенные цели или купленное за счет таких средств и используемое для осуществления деятельности согласно уставу. Применение премии является правом организации, использование которого должно быть закреплено в учетном документе организации для целей обложения фискальным сбором. В учетном документе необходимо прописать размер премии и перечень объектов, применяющих ее.
  • Материальные расходы. При расчете размера затрат на списании материалов и сырья, потраченных для оказания услуг, в фискальной политике прописывается один из выбранных оценочных методов сырья и материалов: по стоимости единицы запасов, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). В таком же порядке финансовый специалист компании может оценить товары, приобретенные для перепродажи, что также прописывается в учетной политике для целей расчета фискальных сборов.
  • Прямые и косвенные расходы. Если организация выбрала метод начисления для определения доходов и расходов, то затраты на производство и реализацию, осуществленные за отчетный период, подразделяются на прямые и косвенные. Организация сама перечисляет в учетной политике для расчета налогов перечень прямых расходов. Отметим, что деление затрат на прямые и косвенные требуется для всех организаций, как производящих или продающих продукцию, так и выполняющих работы или оказывающих . Организации, предоставляющие , могут относить прямые или косвенные затраты, осуществленные в отчетном периоде, полностью на уменьшение результата от коммерческой деятельности.
  • Резервирование расходов. Если организация занимается некоммерческой деятельностью, то она может создавать резерв будущих расходов, связанных со своей предпринимательской деятельностью и учитываемых при определении базы для расчета налогов. Государственная организация сама решает создавать резервы будущих расходов или не создавать и определяет в политике по налогообложению виды затрат, по отношению к которым будет использоваться резервирование средств. Из наиболее часто встречающихся затрат можно выделить траты на ремонт основных активов, а также на оплату труда персонала (в том числе отпусков, большинство которых приходится на летний период времени). Отдельно в учетной политике для целей налогообложения необходимо прописать о резерве по сомнительным задолженностям. Он создается не для равномерного списания издержек организации, сколько для списания части задолженности заранее. Этот долг все равно впоследствии из разряда сомнительных, вероятнее всего перейдет в разряд безнадежных. В фискальной политике при формировании резерва по долгам целесообразно дать отсылку не на общую для некоммерческих организаций, а на специальную норму. На практике для резервирования трат целесообразно предусмотреть отдельный налоговый регистр, отражающий резервы по разным видам будущих расходов. Виды регистров фискального учета и процедуру отражения в них данных для аналитического разреза фискального учета компания разрабатывает сама и устанавливает к учетной политике организации для расчета фискальных сборов.
  • НДС. По данному фискальному сбору у организации существует немного вариантов расчетов. Все особенности исчисления налога прописаны в законе. Вопрос об отдельном учете по облагаемым и необлагаемым сбором сделкам решает налогоплательщик.

Учетная политика для компаний при УСН

Учетная политика для целей налогового учета: формирование учетной политики предприятия

Организации, выбравшие объект фискального обложения «доходы минус расходы», могут платить налог по дифференцированным ставкам, установленным региональными властями. Компания, находящаяся на УСН «доходы минус расходы», в учетная политике для целей налогового учета при ее написании фиксирует свое решение в документе. Для организаций, рассчитывающей единый налог с разницы между доходами и затратами, крайне важен учет расходов.

Организации, находящейся на УСН, следует выбрать один из оценочных методов сырья и материалов:

  • по цене запасов;
  • по стоимости, рассчитанной по среднему;
  • по цене первых приобретений (ФИФО).

Свой выбор организация прописывает в учетной политике. Как правило, выбирается способ, аналогичный методу, используемого в учете бухгалтерии.

Пример учетной политики для налогового учета

Учетная политика для целей налогового учета: формирование учетной политики предприятия

Приведем пример налоговой политики компании, применяющей основную систему налогообложения.

Документ политики учета

Утвержденный вариант

Основание (статья НК РФ)

Процедура учета

Учет в расчете фискальных сборов в компании организуется на основе регистров учета в бухгалтерии с добавлением в них реквизитов, необходимых для учета фискального обложения согласно требованиями закона.

313,314

Процедура учета доходов (затрат)

Учет в расчете фискальных сборов ведется по методу начисления.

271, 273

Способ списания сырья и материалов

При подсчете размера затрат при списании материалов, сырья, используемых в процессе изготовления товаров или исполнения работ, применяется способ оценки по средней себестоимости

254

Способ оценки стоимости купленных товаров для продажи, уменьшающей реализационные доходы

При продаже товаров стоимость их покупки определяется организацией для целей фискального обложения по средней цене

268

Списание приспособлений и оборудования

Учет в комплексе расходов на материалы стоимости инструментов и приспособлений по мере начала их эксплуатации

254

Способы расчета амортизации

Линейный метод

259

Способы учета капитальных затрат на основные активы

Капитальные затраты для целей учета при расчете налогов увеличивают начальную стоимость основного актива.

258

Список прямых расходов, относимых на производство товаров

Прямые затраты для целей расчета налогов — это оплата материалов, расходы на вознаграждение труда работников, расходы на социальное работников в обязательном порядке, расходы на производственных работников в обязательном порядке, суммы амортизации по основным активам.

318

Прямые расходы и их учет

Прямые затраты связаны с предоставлением услуг полностью. Они относятся на сокращение доходов от производства и продаж определенного периода без отнесения на остатки незавершенного производства.

Процедура распределения прямых затрат на производство, которое не завершено

Прямые расходы разносятся между остатком производства, которое не завершено, и произведенной продукцией относительно прямых статей расходов.

319

Процедура расчета суммы покупки товаров организацией

В стоимости покупки товаров учитывается первоначальная цена товаров, а также транспортные расходы.

320

Процедура взносов авансовых платежей по фискальному сбору на финансовый результат на ежемесячной основе

В случае если организация платит авансовые платежи, осуществлять их уплату в сумме одной трети авансового платежа за квартал.

268

Платформа распределения НДС к вычету

Суммы фискальных сборов, предъявленные продавцами, вычитаются в определенной пропорции, которая определяется законом. При этом под суммой отгруженных товаров, которая является основой для пропорции распределение подаваемого к вычету налога, понимается доход от продажи без учета сбора.

170

Процедура распределения НДС

При проведении операций вычет налога происходит полностью, если доля суммарных расходов на приобретение товаров не превышает пяти процентов общей величины суммарных расходов.

Процедура учета НДС при проведении операций, облагаемых и необлагаемых сбором

При проведении одновременно операций, облагаемых и необлагаемых сбором, компания ведет учет НДС по отдельности по всем сделкам. Суммы фискальных сборов по приобретенным товарам учитываются отдельно на счете 19 с использованием признака к сделкам:

  • подлежащим фискальному обложению;
  • неподлежащим фискальному обложению;
  • подлежащим и неподлежащим обложению одновременно.

149

В таблице отражены основные моменты, которые требуется прописать в образце учетной политики для целей налогового учета на 2018 год.

Учет для ИП

Учетная политика для целей налогового учета для ИП формируется так же, как и для организаций.

Если предприниматель находится на ОСНО, то ему требуется прописать:

  • Процедуру ведения учета для расчета фискальных сборов.
  • Порядок учета активов и пассивов.
  • Возможность применения налогового вычета для сотрудников.
  • Способ оценки материалов и товаров, купленных для продажи (реализации).

Если предприниматель находится на УСН, то в фискальной учетной политике отражается:

  • Способ ведения учета и доходов и затрат.
  • В разделе по учету основных активов указывается стоимость приобретения имущества, относящегося к основным активам, и порядок их отнесения на затраты организации.
  • Контроль материалов и товаров, отражающий расчет их стоимости и порядок списания их в затраты, нормирование горючих материалов, порядок отражения фискального сбора на добавленную стоимость.
  • Контроль затрат по продаже товаров, включающий расходы по их хранению и обслуживанию, расходы на аренду и рекламные затраты, а также порядок их учета в затратах для целей расчета налогов.
  • Учет убытков, описывающий порядок отнесения финансовых потерь прошлых лет и превышения наименьшего размера налога над расчетным на финансовый результат организации текущего года.

Документ, содержащий все вышеперечисленные сведения, утверждается приказом об учетной политике налогового учета в конце предыдущего периода или начале текущего года. Согласно распорядительному документу, контроль исполнения политики осуществляет ответственное лицо. Как правило, этим сотрудником является сам предприниматель.

Источник

Статьи такими же метками:

Поделиться:
Нет комментариев
Adblock detector