Консалтинговая компания «2Б Диалог» провела исследование, по результатам которого были сделаны выводы об адаптации малого бизнеса к покупательной способности граждан и образовавшемуся после кризиса уровню спроса. В прошлом году предприниматели оживились, их деловая активность слабо, но растет.
Принять участие в исследовании пригласили 1,5 тысячи предпринимателей из Москвы и Санкт-Петербурга, причем компании, занимающиеся сферой услуг, составили 74% от общей выборки.
Согласно проведенному анализу за 2017 год по видам бизнеса наибольшую прибыль принесли продовольственные магазины, развивающие центры для детей и хостелы. Это связано с тем, что первые два вида деятельности, по сути, предоставляют товары и услуги первой необходимости, а хостелы прекрасный выбор для бюджетных туристов и командированных.
Итоговый за год нижний предел окупаемости малого предпринимательства по Москве составил 0,9 года, в 2016 году этот показатель был равен 2,4, а в 2015 – 2,1. В 2017 году инвестиции принесли доход от 0,2 до 2,4 рублей на каждый рубль выручки, что соответствует докризисным показателям 2014 года. Доходность от продуктовых магазинов составила 5 рублей на 1 рубль вложенных инвестиций, туристический бизнес принес 3,3 рубля на 1 рубль инвестиций, аптеки — 2,5 рубля на 1 рубль вложений. Меньше всего отдача была от столичных кафе 0,42 руб. с инвестируемого рубля, магазинов одежды и обуви – 0,43 руб. и ресторанов – 0,67 руб.
В основном непроизводственный сегмент малого бизнеса тормозит низкая покупательная способность населения и отсутствие частных инвестиций. От государственных инфраструктурных проектов достигается лишь краткосрочный эффект. Ожидается, что в 2018 году росту малого предпринимательства поспособствуют чемпионат мира по футболу и московская реновация.
Источник: www.1rre.ru