Федеративное государство на сегодняшний день является наиболее приемлемой формой государственно-территориального устройства крупных государств или государств, в которых население размещается по национальному признаку.
На сегодняшний день ученые не дают единого определения федеративного государства, однако, проанализировав большинство позиций, такой тип государства можно определить как сложно-союзное государство, состоящее из двух или более административных территории, объединенных единым центром на основании Конституции. Как правило, такое государство характеризуется определенными признаками:
Федеративное государство сегодня характерно для 24 стран, среди которых Швейцария, США, Бразилия, Канада и Россия. Все они были созданы тремя основными способами: перехода от конфедерации к федерации на договорной основе или же перехода от унитарного государства к федерации.
Унитарное и федеративное государство.
Споры о том, какая форма административно-территориального устройства лучше, ведутся среди правоведов не первый год. Как правило, каждый из ученых приводит свои доводы в пользу той или иной формы. Унитарное государство – это приемлемая форма для небольших государств, на котором проживает одна нация. Территория в данном случае делиться на области, которые подчиняются правовому режиму, установленному органами центрального управления. Опыт современных государств показывает, что унитарная форма подходит и для многонациональных государств, в которых органы публичного управления могут обеспечить их единство.
Федеративное государство подходит для государств, в которых объединение произошло по национальному, территориальному или экономическому интересу. В данном случае федеральный центр регулирует общие вопросы общественной жизни, предоставляя субъектам федерации решать конкретные вопросы, возникающие в процессе администрирования конкретного субъекта федерации. Федеративное государство может стать идеальным вариантом решения для государств, которые являются унитарными и находятся в состоянии «замороженного конфликта». Правда, в этом случае стоит заранее определиться с видом федерации – централизованной (центр – сильный, субъект – слабый) или децентрализованной (центр задает общую концепцию развития, субъект решает все остальные вопросы).
Унитарное и федеративное государство на сегодняшний день являются самыми распространенными формами административно-государственного устройства. Данное положение вполне объяснимо, т.к. именно эти две формы правления идеально подходят для построения правового государства.
Россия – федеративное государство.
Для такой разнообразной по экономическому и национальному признаку страны как Россия федеративная форма государственно-территориального устройства является самым лучшим вариантом.
Становление России как федерации было обусловлено историческим процессом развития. Однако ведущую роль в данном процессе играет Конституция 1993 г., в которой законодатели учли опыт предшественников и предоставили субъектам федерации довольно широкие права. Так, согласно тексту начальной Конституции Россия была децентрализованной федерацией. Но в течение последних 10 лет явно просматривается тенденция к созданию централизованной федерации. Связан такой переход с большой территорией и многонациональным составом народонаселения страны, контроль за которыми обуславливается необходимостью устранения процессов сецессии до их теоретического возникновения на территории России. Федеративное государство на данный период времени отвечает условиям нормального функционирования Российской Федерации как с правовой, так и с экономико-социальной точек зрения.