Как повысить платежеспособность предприятия

В настоящее время оценка финансовой устойчивости и платежеспособности выходит на одно из первых мест в области управления финансами отечественных предприятий. Это связано с обострением кризиса неплатежей, распространенного повсеместно.

Как повысить платежеспособность предприятия

Для того чтобы повысить платежеспособность предприятия, необходимо помнить, что она определяется в первую очередь структурой и качественным составом оборотных активов. Ведь платежеспособность – это способность предприятия вовремя погашать свои долги. А сделать это можно за счет быстрой продажи активов. Следовательно, они должны быть легко реализуемыми. Поэтому управление оборотными активами должно подразумевать обеспечение баланса между расходами на поддержание активов в сумме и структуре, гарантирующей бесперебойный технологический процесс, между потерями, связанными с риском утраты ликвидности и доходами от вовлечения в оборот новых средств.

Учтите, что платежеспособность зависит от скорости оборота активов, а также от ее соответствия скорости оборота краткосрочных обязательств. Текущая деятельность предприятия может финансироваться за счет собственных средств, т.е. направления доли чистой прибыли на приобретение оборотных активов, а также за счет долгосрочных и краткосрочных заемных источников. Если текущая деятельность организации обеспечивается за счет краткосрочных поступлений, то источниками дополнительных средств могут быть кредиты и займы, кредиторская задолженность перед поставщиками и работниками предприятия. Если у организации снижается оборачиваемость активов, а руководство не принимает мер по привлечению дополнительных источников, это может привести к снижению платежеспособности, даже если она в данный момент является прибыльной.

Если на вашем предприятии имеется тенденция к увеличению операционного цикла, то примите меры по стабилизации финансового состояния. Например, сократите сроки хранения запасов, товаров, материалов, уделите внимание совершенствованию системы расчетов с покупателями, проведите работу с дебиторами, нарушающими сроки оплаты и т.д. При этом не упускайте из вида, что дополнительные источники финансирования всегда связаны с затратами на их привлечение. В целом, платежеспособность предприятия можно увеличить за счет повышения качества выпускаемой продукции, а также путем мобилизации источников, которые ослабят финансовую напряженность на предприятии.

Платежеспособным предприятие считается, если его краткосрочные финансовые вложения в виде временной финансовой помощи и вложения в ценные бумаги, а также расчеты с дебиторами могут покрыть краткосрочные обязательства. А уровень его платежеспособности определяется состоянием оборотных средств. Существует множество способов повышения платежеспособности.

Как повысить платежеспособность предприятия

  • проведение внутреннего анализа и принятие комплекса мер, способствующих повышению платежеспособности.

Для того чтобы производственный процесс был бесперебойным, должна быть ликвидной часть оборотных средств. Повысить платежеспособность и улучшить финансовую устойчивость можно несколькими способами. В первую очередь необходимо увеличить прибыль от продаж за счет внедрения прогрессивных нормативов, энергосберегающих технологий и снижения производственных затрат.

Необходимо сократить производственный цикл до минимума и тем самым ускорить оборачиваемость средств.
Привлечь новые долгосрочные источники финансирования, которые будут гарантировать постоянное поступление денежных средств.

Улучшить эффективность использования оборотных средств с помощью контроля в расчетах, что включает в себя определение условий оплаты за производимую продукцию, создание резерва по долгам сомнительного происхождения и отбор потенциальных покупателей. Улучшить эффективность управления имуществом предприятия, применив интенсивные и экстенсивные факторы для улучшения использования фондов.

На текущую платежеспособность организации влияет степень ликвидности оборотных активов, но следует учесть, что ликвидность и платежеспособность не тождественны. Коэффициент ликвидности может говорить об удовлетворительном положении организации, однако, если в состав оборотных активов входят в большей степени активы с сомнительной ценностью, то оценка может быть ошибочной.

Финансовое состояние предприятия более динамичное, если его сравнивать с ликвидностью, так как в процессе стабилизации производственной деятельности формируется структура источников средств и оборотных активов, где крайне редко случаются резкие изменения.

Платежеспособность меняется очень быстро, и вполне возможна в любой момент хроническая ее потеря или же временная. К примеру, сегодня организация является платежеспособной, а завтра наступил срок расчета с кредитором, а средств не хватает из-за задержки дебиторами платежей и предприятие становится неплатежеспособным. Такая задержка является краткосрочной и платежеспособность быстро восстанавливается.

Обратите внимание
Чтобы иметь более достоверную оценку о состоянии предприятия, перед тем, как проводить оценку ликвидности, необходимо провести внутренний анализ краткосрочных обязательств и оборотных активов, сгруппировав их по степени ликвидности.

Полезный совет
Следствием убыточной деятельности предприятия становится проблема достаточности капитала, поэтому резервы необходимо формировать в обязательном порядке.

Чтобы не обанкротиться в период кризиса, нужно повышать количество продаж. С учетом нестабильной обстановки сделать это сложно. Но не стоит опускать руки и плыть по течению. Кризис – это время для изменений.

Как повысить платежеспособность предприятия

В условиях кризиса многие предприниматели сокращают штат. Это вполне ожидаемый шаг. Чтобы сократить расходы, увольте некоторых сотрудников. Их обязанности распределите на тех, кто остался. Не увольняйте никого из отделов рекламы и продаж.

Объясните маркетологам и менеджерам по продажам, что нужно работать в полную силу. Сообщите, что сотрудников, которые будут плохо работать, вы уволите. Измените систему заработной платы отделу продаж. Пусть большая часть их доходов будет процентами от сделок. Снизьте уровень оклада и увеличьте процентную ставку.

Размещайте больше бесплатной рекламы и заключайте договора на бартер. Активно продвигайте информацию о вашей организации в сети интернет. Создавайте группы в социальных сетях, размещайте рекламу на бесплатных досках объявлений. Это можно сделать совершенно без затрат.

Разработайте своими силами новый бренд. Он должен быть запоминающимся. Активно рекламируйте его. Измените логотип фирмы. Сделайте его оригинальным.

Выберите несколько конкурентоспособных преимуществ вашего товара или услуги. Все рекламные акции разрабатывайте с информацией о них. Выясните все недостатки вашей работы и в короткое время постарайтесь от них избавиться.

Вкладывайте меньше денег в создание стандартной рекламы. Откажитесь от рекламных роликов на телевидении и на радио. Используйте малобюджетные и запоминающиеся акции, которые вы сможете провести своими силами.

Например, поставьте промоутеров в людных местах. Пусть на них будет хотя бы один предмет одежды с вашим логотипом. Приобретите воздушные шары (можно нанести на них вашу рекламу). Пусть промоутеры дарят шары людям на улице. Это акция обойдется вам в небольшую сумму, но сильно увеличит узнаваемость бренда.

Старайтесь удержать каждого клиента. Разработайте систему мотивации для них. Это могут быть скидки, подарки или дополнительные услуги.

Расширяйте перечень предоставляемых услуг. Например, если вы продаете цветы, организуйте и их доставку за небольшую плату.

Привлекайте клиентов, распространяя дисконтные карты. Это можно сделать с помощью услуг промоутеров, организуя адресную рассылку или с помощью интернета.

Видео по теме

Обратите внимание
Уделяйте больше времени для контроля сотрудников. Пусть каждый работает в полную силу, ведь от этого будет зависеть благополучие фирмы.

Полезный совет
Снижайте затраты на рекламу, а не количество ее выхода. Ищите более дешевые варианты и применяйте их.

Перед каждым хозяйствующим субъектом, будь то банк, предприятие или индивидуальный предприниматель, проблема оборачиваемости оборотных средств стоит довольно остро. Ведь от того, насколько эффективно и быстро осуществляется их круговорот, зависит прибыльность производственной деятельности.

Как повысить платежеспособность предприятия

Для того чтобы повысить оборачиваемость, необходимо обратить внимание на два фактора: объем товарооборота и размер оборотных средств. Для повышения оборачиваемости следует совершенствовать товародвижение и нормализовать размещение оборотных средств. Для этого необходимо сократить интервалы между поставками, снизить материалоемкость продукции, установить прогрессивные нормы расхода материалов, закупать их более мелкими партиями, во избежание залеживания, удешевлять транспортировку грузов, улучшать организацию складского хозяйства, ликвидировать ненужные запасы.

Чтобы избежать больших запасов готовой продукции на складе, а часто именно из-за этого замедляется оборачиваемость, необходимо планировать производство в соответствии с заключенными договорами, соблюдать сроки изготовления продукции, активизировать продвижение продукции на рынок, снижать себестоимость ее производства, т.е. активно использовать маркетинговые решения.

Большие остатки в кассе и в пути часто возникают вследствие неритмичного развития розничного товарооборота, нарушений кассовой дисциплины: нерегулярной сдачей выручки в банк, хранением больших остатков невостребованных денежных средств в кассе и т.д.

Остатки других товаро-материальных ценностей являются результатом приобретения или изготовления излишних материалов, топлива, сырья. Снизить их запасы можно, если обеспечить оптовую реализацию, равномерный и частый завоз. Чтобы нормализовать остатки денежных средств в кассе, следует развивать розничный товарооборот.

Что касается средств на банковских счетах, то здесь также необходимо следить за их остатками. Все свободные денежные средства лучше перечислять в счет погашения кредитов, вкладывать с депозиты, ценные бумаги, давать ссуды юридическим и физическим лицам. Ускорение оборачиваемости позволит высвободить значительные суммы в производство, а значит увеличить его объем без дополнительных финансовых вложений.

Финансовая устойчивость является одной из важнейших характеристик деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Финансово устойчивым является кредитоспособное и платежеспособное предприятие, имеющее некоторый запас собственных средств при условии, что их величина превышает размер заемных источников.

Как повысить платежеспособность предприятия

Для повышения финансовой устойчивости четко контролируйте и управляйте дебиторской задолженностью, следите за ее качеством и соотношением. Нарушение договорных обязательств предприятия и несвоевременная оплата проданных товаров приводят к потере деловой репутации фирмы и в итоге к ее неликвидности и неплатежеспособности. Для эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо:

— контролировать платежную дисциплину покупателей;
— ориентироваться на большее число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими из них;
— следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности.

Для ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности и обеспечения своевременности расчетов предоставляйте скидки дебиторам за сокращение сроков погашения, используйте векселя в расчетах с дебиторами, факторинговые операции, применяйте коммерческий кредит при взаимоотношениях с покупателями.

Для того чтобы повысить финансовую устойчивость, создайте резерв по сомнительным долгам. Он представляет собой дебиторскую задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена необходимыми гарантиями. Создание резерва позволит сэкономить на величине налога на прибыль, оно смягчает отрицательные последствия безнадежных долгов, однако не устраняет их.

Еще одним вариантом повышения финансовой устойчивости является увеличение собственного капитала предприятия, например, за счет выпуска ценных бумаг и реинвестирования прибыли. При решении вопроса о привлечении заемных источников необходимо оценить сложившуюся структуру пассивов. Высокая доля в них заемных источников может сделать привлечение новых средств опасным для финансовой устойчивости предприятия.