Потребность в заключении и составлении договора с организацией чаще всего возникает у индивидуальных предпринимателей, выполняющих заказы юридических лиц. В этом случае договор для обеих сторон служит аргументом при возможных разногласиях. Бухгалтерии организации может потребоваться договор, подписанный обеими сторонами, для обоснования оплаты услуг, оказываемых фирме предпринимателем.
- — компьютер;
- — доступ в интернет;
- — типовой договор;
- — адрес электронной почты;
- — принтер;
- — сканер;
- — авторучка;
- — печать (при наличии);
- — почтовый конверт.
За основу документа можно взять любой типовой договор, который легко найти на просторах интернета. Конкретный вид договора можно скорректировать с учетом характера сотрудничества. К примеру, для одних случаев предпочтительнее договор оказания услуг, для других — авторского заказа и т.п.
В первом разделе договора, где указываются стороны и их представители, первой упоминается организация.
В своей же части предприниматель пишет «индивидуальный предприниматель ФИО, действующий на основании свидетельства о государственной регистрации ИП серия… №…., именуемый в дальнейшем Исполнитель».
Внести свои данные предстоит также на последней странице в разделе, посвященном адресам и реквизитам сторон.
Сюда предприниматель должен внести свое название (Индивидуальный предприниматель ФИО), юридический адрес и при наличии фактический с индексами, ИНН, ОГРН и банковские реквизиты.
Все это вносится в правой части страницы. В левой напротив должны располагаться реквизиты организации-заказчика. Поле для его данных лучше оставлять пустым, предоставив его заполнение представителям заказчика.
Казалось бы, документ можно отправлять на согласование, но лучше не спешить. Будет разумнее подойти к делу творчески: прочитать договор, подумать, какие положения стоит изъять, какие переформулировать, какие добавить. Только когда все формулировки договора будут вас устраивать, можно отправлять его на согласование заказчику.
У того, в свою очередь, могут быть свои коррективы. Здесь стоит также крепко подумать. Если навязывают заведомо кабальные условия, может быть, лучше отказаться?
Наконец, когда разногласий между вами и заказчиком нет, можно переходить к подписанию.
Обычно предприниматель и представитель заказчика подписывают каждую страницу договора внизу: слева заказчик, справа исполнитель. На последней странице в разделе для подписей сторон расписываются также слева представитель заказчика и справа исполнитель и заверяют свои подписи печатями.
Если договор заключается при личной встрече, подписываются два экземпляра договора, по одному для каждой стороны.
При удаленном взаимодействии, особенно нахождении в разных городах, что сейчас не редкость, стороны направляют друг другу по электронной почте сканы подписанных каждой в своей части договоров и обмениваются оригиналами по почте.