Муниципальные правовые акты: понятие и виды. 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Как функционирует система муниципальных правовых актов в Российской Федерации? Ответ на этот вопрос предоставляет Федеральный закон «О принципах местного самоуправления в РФ». Особенно важные положения данного нормативного акта будут подробно рассмотрены в статье.

Понятие местного самоуправления

Для начала стоит обратить внимание на то, как именно устроена российская самоуправленческая структура на местах. Во-первых, такая система является важнейшей основой конституционного российского строя. Она признается и гарантируется на всей территории государства. Во-вторых, самоуправленческая система формируется путем прямого народного волеизъявления. В муниципальных образованиях формируются специальные органы, которые наделяются рядом полномочий для решений вопросов местного значения. В таких органах работают депутаты — члены законодательных инстанций региона. Они являются должностными лицами, то есть людьми, заключившими трудовой договор. Все эти положения регламентируются статьями 1 и 2 № 131-ФЗ.

Именно местные самоуправленческие инстанции обладают правом формировать и издавать муниципальные правовые акты. Это специальные нормативные документы, в которых принимается непосредственное народное решение по тому или иному вопросы местного значения.

Права на местное самоуправление

В статье 3 № 131-ФЗ закрепляются права граждан на местное самоуправление. В законе говорится о таких способах управления рассматриваемой системой, как референдумы, выборы и прочие законные формы волеизъявления.

Муниципальные правовые акты: понятие и виды. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Все граждане обладают равным доступом к реализации самоуправления. Здесь нет зависимости от пола, языка, расы, имущественного положения и т. д. Единственным барьером будет несовершеннолетие, наличие судимости и отсутствие российского гражданства.

В статье 3-й рассматриваемого закона дается отсылка к статье 55-й российской Конституции. Здесь говорится о возможности ограничить доступ к самоуправлению местного характера, если это противоречит здоровью или жизни граждан, основам конституционного строя, общественной нравственности и др.

Государственные органы и местное самоуправление

В главе 8-й российского основного закона указывается, что федеральные государственные органы наделены рядом полномочий в отношении инстанций местного самоуправления. В статье 5 ФЗ «О местном самоуправлении» эти полномочия подробно раскрываются. Вот что здесь стоит выделить:

  • правовое регулирование обязанностей и полномочий должностных лиц, входящих в систему самоуправления;
  • регулирование предметов ведения РФ в сфере полномочий самоуправленческих инстанций;
  • реализация контрольных и исполнительно-распорядительных функций федеральных органов в отношении самоуправленческих образований.

Похожими функциями обладают и региональные органы власти. Стоит также добавить, что закон устанавливает верховенство Конституции и Федерального нормативного акта над муниципальными правовыми актами.

Муниципальный юридический акт: что это?

Стоит, наконец, обратить внимание на региональные нормативные акты, издаваемые местными самоуправленческими инстанциями. Согласно статье 7-й рассматриваемого закона, муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на территории целостного муниципального образования. Издаваемые самоуправленческими инстанциями акты не должны противоречить российской Конституции и федеральным конституционным законам.

Муниципальные правовые акты: понятие и виды. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

В статье 8-й Федерального закона о местном самоуправлении рассказываются положения о сотрудничестве между муниципалитетами. Формируется и оформляется оно для защиты общих интересов российских субъектов. Объединяются материальные, культурные, финансовые и иные ресурсы для учреждения специальных хозяйственных обществ и межмуниципальных организаций. Нередко объединения нужны и для совместного обсуждения региональных законопроектов. Обсуждаются вопросы актуальности тех или иных проектов, порядка их принятия и т. д.

О системе муниципальных правовых актов

Глава 7-я рассматриваемого Федерального закона повествует о системе нормативных актов, принимаемых самоуправленческими организациями отдельных муниципалитетов. Что входит в такую систему? Закон повествует о понятии и видах муниципальных правовых актов. Стоит обратить внимание на следующие формы законов:

  • Муниципальный устав или республиканская Конституция, а также различные нормативные акты, что были приняты на референдуме местного характера.
  • Различные правовые и нормативные акты законодательного органа отдельного муниципалитета.
  • Нормативные акты муниципалитета, местной администрации, органов самоуправления и т. д.

Все представленные сборники норм обладают высшей юридической силой и имеют характер прямого действия.Муниципальные правовые акты: понятие и виды. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Основным должностным лицом в системе муниципалитета и, в частности, инстанции местного самоуправления, является глава муниципального образования. Именно этот человек занимается изданием постановлений и распоряжений по вопросам его компетенции.

В статье 43.1 рассматриваемого Федерального закона указывается существование специального государственного реестра муниципальных правовых актов. В него входят все оформленные и принятые на местных референдумах нормативно-правовые документы. При этом федеральный реестр (регистр) состоит из множества регистров муниципального характера. Ведением этой базы занимается Правительство Российской Федерации.

Муниципальный устав

В статье 44 № 131-ФЗ рассказывается про основной муниципальный правовой акт, действующий в регионе. Речь идет об уставе. В этом документе должно определяться множество самых различных моментов, среди которых стоит выделить:

  • структуру и порядок образования самоуправленческой инстанции;
  • наименование муниципалитета или отдельного его образования;
  • порядок участия населения в организации самоуправления, наличие основных гарантий такого участия;
  • типы и порядок издания муниципальных правовых актов;
  • виды ответственности самоуправленческих инстанций;
  • порядок формирования, оформления и утверждения регионального бюджета;
  • особенности внесения изменений в устав.

Муниципальные правовые акты: понятие и виды. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Как принимается устав? Вначале создается проект муниципального акта. В течение месяца он проверяется рядом государственных комиссий на предмет законности и соответствия Конституции. Особую роль здесь играет региональный уставной суд, который в итоге и принимает устав.

Внесение изменений в устав

Муниципальный устав может быть подвержен изменениям и дополнениям. Для этого необходимо набрать не менее двух третей голосов от общего числа депутатов местного законодательного органа. Все изменения, внесенные в устав, подлежат государственной регистрации. В общегосударственный регистр вносится новая версия регионального правового акта.

Представительный орган муниципального образования может предоставить отказ в государственной регистрации измененного устава. Причин на то может быть много, однако, стоит выделить самые основные:

  • противоречие устава российской Конституции или рассматриваемому Федеральному закону;
  • наличие в уставе изменений, влекущих за собой коррупциогенные факторы.

Таким образом, процедура внесения изменения в устав довольно продолжительная и сложная.

Гражданское волеизъявление

В статье 45 № 131-ФЗ закрепляется возможность принять правовые акты на местном референдуме. Речь идет о таком важном явлении, как прямое гражданское волеизъявление. Как организуется процесс принятия местного закона путем опроса населения?Муниципальные правовые акты: понятие и виды. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Вначале власти должны организовать сам референдум. Это должен быть качественно выстроенный, соответствующий законодательству процесс. Если население отреагирует положительно, то в итоге будет принято решение о формировании и принятии закона. Орган местного самоуправления должен в течение двух недель и одного дня определить точные сроки издания закона, а также примерное его содержание. Срок формирования закона не должен превышать трех месяцев.

Если самоуправленческая инстанция нарушит сроки издания закона, то появится законное основание для отзыва выборных должностных лиц. С высокой долей вероятности действующая инстанция будет расформирована.

Подготовка муниципального акта

В статье 46 рассматриваемого Федерального закона рассказывается про процесс подготовки к принятию нормативного акта муниципального характера. Проекты таких актов вносятся на рассмотрение представителями регионального законодательного органа. Порядок внесения проекта, его форма и перечень дополнительной документации — все это устанавливается отдельным нормативным актом.Муниципальные правовые акты: понятие и виды. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Подлежат оценке регулирующего воздействия все без исключения муниципальные акты за исключением проектов бюджета, а также актов, устанавливающих местные сборы и налоги. Что представляет собой такая оценка? Закон гласит о выявлении положений, которые могут противоречить конституционным установкам или нормам Федеральных законов. В качестве примера можно привести нецелевое расходование финансов, избыточные обязанности, необоснованные запреты и многое другое.

Порядок опубликования муниципальных правовых актов

В статье 47 Федерального закона «О местном самоуправлении» рассказывается про порядок вступления региональных актов в юридическую силу. Основное требование здесь — соблюдение норм устава, в котором как раз и должен быть закреплен порядок оформления и вступления в силу муниципальных актов. Очевидно, что сам региональный устав не должен противоречить федеральным нормам.

Нормативные акты региона, в которых закрепляются положения о сборах, финансах и налогах, вступают в силу в строгом соответствии с российским Налоговым кодексом. Положения регионального устава здесь не действуют.

Весь процесс обнародования муниципальных актов должен обеспечивать возможность беспрепятственного ознакомления с ними. Абсолютно любой гражданин должен иметь возможность взглянуть на проект принимаемого закона. Касается это как муниципальных правовых актов сельских поселений, так и городских.

Отмена и приостановление муниципальных актов

В статье 48-й рассматриваемого закона закрепляются нормы, касающиеся процессов отмены и приостановки муниципальных актов. Полномочия по реализации таких процессов лежат только на должностных лицах и местной самоуправленческой инстанции.

Муниципальные правовые акты: понятие и виды. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Упразднение закона — процесс очень серьезный, а потому для его реализации должны быть веские причины. Самым распространенным поводом для ликвидации регионального закона является его несоответствие конституционным положениям. В этом случае принимается специальное решение органом самоуправления — сразу после получения предписания от Уполномоченного при главе государства РФ. Конечным этапом является вынесение постановления Уставным региональным судом.

А для чего необходимо приостановление действия закона? Надо сказать, что подобная функция реализуется властями нечасто. Нужна она, как правило, лишь в самых крайних случаях — вроде чрезвычайного или военного положения.

Источник