В последнее время такое понятие, как «образовательные услуги», употребляется достаточно часто. Большинство людей имеют представление о том, что оно означает. Образовательными называют услуги, предоставляемые учебными заведениями. В законодательстве, однако, это понятие официально не раскрывается. Не содержится определение ни в ФЗ №273, ни в иных нормативных актах. Отсутствие четкой формулировки в законодательстве влечет ряд проблем. Большая часть из них связана с нормативным регулированием. Разберемся далее, что собой представляют образовательные услуги и как они реализуются.
Содержание
- 1. Общие сведения
- 2. Проблема юридической трактовки
- 3. Классификация
- 4. Основные и дополнительные программы
- 5. Организация образовательных услуг
- 6. Вопросы финансирования
- 7. Конституционные положения
- 8. Противоречивость норм
- 9. Исключения
- 10. Дошкольное воспитание
- 11. Школа
- 12. Профильное обучение
- 13. Специфика возмездности
- 14. Правила оказания платных образовательных услуг
- 15. Характеристика дополнительных программ
- 16. Требования законодательства
- 17. Нюансы
- 18. Педагогическая, оздоровительная и развивающая работа
- 19. Важный момент
- 20. Репетиторство
Общие сведения
Образованием считается целенаправленный процесс обучения и воспитания личности в интересах самого человека, государства и общества. Он сопровождается констатацией достижения индивидом определенных уровней знания. Понятие услуг в общем смысле закрепляется НК. Согласно кодексу, ими считаются действия, результаты которых не имеют вещественного выражения, реализуются и используются в процессе их совершения. Объединив понятия, можно вывести следующую формулировку: оказание образовательных услуг – деятельность, результатом которой выступает достижение индивидами определенного уровня обучения и воспитания.
Проблема юридической трактовки
Приведенное выше определение вполне адекватно описывает суть образовательных услуг. Однако, как выше было сказано, на практике возникает проблема в применении правовых норм к данной сфере деятельности. В рамках гражданского законодательства услуги обычно обладают возмездным характером. Это значит, что деятельность исполнителя осуществляется за определенную плату. При этом взаимодействие между ним и заказчиком закрепляется соглашением. Государственные образовательные услуги реализуются в рамках ФГОС. Они являются безвозмездными. Процесс обучения и воспитания нельзя полностью отождествлять с предоставлением образовательных услуг.
Классификация
Все образовательные услуги систематизированы и закреплены в ОКУН. Общероссийский классификатор содержит перечни групп, подгрупп и видов деятельности. В настоящее время существуют услуги в системах:
Оказание образовательных услуг осуществляется специальными учреждениями, а также частными преподавателями, репетиторами. Для каждого уровня предусмотрено свое заведение. К примеру, дошкольное воспитание осуществляется в ДОУ, высшее образование граждане получают в вузах.
Основные и дополнительные программы
Такое разграничение предусматривает ФЗ №273. Основные образовательные услуги реализуются в рамках стандартов. Их утверждают уполномоченные федеральные органы и управления в пределах их компетенции. Дополнительные программы имеют разную направленность. Они реализуются:
Стоит сказать, что ФГОСы могут устанавливаться и по некоторым дополнительным программам.
Организация образовательных услуг
Как выше было сказано, деятельность учебных заведений может осуществляться на возмездной и безвозмездной основе. В последнем случае предоставление образовательных услуг финансируется средствами бюджета (федерального, муниципального, регионального). Обучение осуществляется исключительно по основным программам в рамках ФГОС. Основной особенностью деятельности выступает то, что договор на оказание образовательных услуг на безвозмездной основе не оформляется. К правоотношениям, возникающим между исполнителем и получателем, положения ГК, а также ФЗ «О защите потребительских прав» не применяются. Взаимодействие участников процесса регламентируются только нормативными актами, регулирующими педагогическую сферу.
Вопросы финансирования
В советское время отечественное образование являлось целостной системой. Финансирование осуществлялось из госбюджета. Однако с переходом страны к рыночной модели хозяйствования положение дел несколько изменилось. В результате учебные заведения разделились на государственные и частные. Соответственно, изменился и порядок финансирования. В настоящее время он имеет многоуровневый характер. Средства в государственные учебные заведения поступают, в частности, из федерального, муниципального или регионального бюджетов. Коммерческие юрлица могут самостоятельно устанавливать схему финансирования. Произошедшие реформы, безусловно, отразились и на потребителях образовательных услуг. В результате многие вынуждены констатировать, что безвозмездность и общедоступность обучения сегодня находятся под большим вопросом.
Конституционные положения
В Основном Законе установлены ключевые права граждан. Конституция, закрепляя их, выступает гарантом их реализации. Основной Закон провозглашает бесплатность и общедоступность образования. Под последней следует понимать возможность любого человека в стране, вне зависимости от его расы, пола, вероисповедания, социального статуса и прочих обстоятельств, пройти обучение по основным программам в рамках ФГОС. Конституцией гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного и среднего профессионального образования в бюджетных заведениях. Если говорить о вузах, то в них действует конкурсная система. Это означает, что получить бесплатное образование могут только некоторые из абитуриентов, поступающих в бюджетные институты.
Противоречивость норм
Как выше было указано, образовательные услуги ДОУ, школ, учреждений профобучения являются доступными и безвозмездными. Действующий ФЗ №273 в некоторой степени расширяет положения Конституции. В частности, в 5 статье (п. 3) уточняется, что безвозмездным и общедоступным является дошкольное, начальное и основное общее, полное (среднее), а также начальное профессиональное обучение. Также в нормативном акте указывается, что получить бесплатное среднее, высшее, послевузовское профобразование доступно гражданам на конкурсной основе в муниципальных и гос. заведениях в рамках ФГОС, если лицо поступает в них впервые. Юристы усматривают в этих правовых нормах определенное противоречие. Конституция устанавливает общедоступность и бесплатность среднего профобразования. ФЗ №273 гарантирует его безвозмездность только на конкурсной основе. При этом указание на общедоступность в Законе вообще отсутствует. В Конституции, в 43 статье, условие о получении образования впервые не упоминается. В ФЗ №273 оно включено еще при принятии первой редакции акта. Стоит сказать, что Закон вступил в действие до утверждения Конституции. Соответственно, установленные в нем правила оказания образовательных услуг вполне могли быть учтены при разработке 43 статьи.
Исключения
ФЗ №273, кроме общих, предусматривает и специальные правила оказания образовательных услуг. Они устанавливаются в 50 статье нормативного акта. В частности, положениями Закона закрепляется, что граждане РФ могут неоднократно получать профобразование бесплатно, если:
Перечень исключений является открытым. Следует знать, что получение среднего профобразования повышенного уровня впервые гражданином, отучившимся по базовой программе, не будет считаться как получение второго среднего профобразования.
Дошкольное воспитание
Его доступность и бесплатность сегодня довольно условны, так как суммы, которые перечисляют родители за содержание своих детей в ДОУ, часто превышают требуемые затраты. Конечно, законодательство закрепляет определенные льготы для отдельных категорий лиц. Некоторые родители вообще освобождены от оплаты дошкольного воспитания своих детей. Однако на практике такие случаи крайне редки. В последнее время появились частные ДОУ. В них за отдельную плату предоставляются дополнительные услуги для дошкольников. Юристы рекомендуют родителям, прежде чем отдать ребенка в детский сад, выяснить, на что будут потрачены их деньги. Основные образовательные услуги оказываются ДОУ бесплатно. Дополнительные программы воспитания и обучения могут реализовываться только с согласия родителей и в отдельном порядке. В таком случае с ДОУ заключается договор. В нем отражаются все условия пребывания ребенка в детском саду. ДОУ не вправе отказывать родителям или законным представителям ребенка в заключении договора.
Школа
Начальное, основное, полное образование, реализуемое по ФГОС муниципальными и государственными заведениями, является в настоящее время общедоступным. Средства за обучение детей с родителей не взимаются. Однако в этой сфере есть несколько проблем. В частности, достаточно распространены нарушения правил приема учащихся в образовательные учреждения. Часто гражданам отказывают в зачислении, так как у них отсутствует постоянная регистрация по адресу проживания. Данное решение правомерно только в одном случае. Администрация учебного заведения может отказать таким гражданам, если нет свободных мест. Муниципальное управление образования в такой ситуации должно предоставить родителям сведения о других учреждениях, расположенных в данном микрорайоне/районе. Если в учебном заведении есть свободные места, администрация обязана принять ребенка.
Профильное обучение
Сегодня, стремясь повысить качество образовательных услуг, многие школы принимают участие в эксперименте по реализации углубленных программ. В частности, формируются так называемые профильные классы. Преимущественным правом на зачисление в них пользуются:
Специфика возмездности
В нормативных актах, регулирующих процесс обучения, часто встречается такое понятие, как «платные образовательные услуги». Это дополнение используется для разграничения деятельности, осуществляемой на возмездной и безвозмездной основе. При этом если речь идет о бюджетных заведениях, то используется понятие «дополнительные (платные) образовательные услуги». В нормах, регулирующих работу коммерческих юрлиц в сфере обучения, это указание отсутствует, поскольку взимание средств предполагается по умолчанию.
Правила оказания платных образовательных услуг
Возмездную деятельность в педагогической сфере могут вести все учебные заведения. Ее могут также осуществлять и частнопрактикующие специалисты. Согласно законодательству, образовательные услуги образовательных учреждений бюджетного типа могут быть возмездными. Они реализуются на средства сторонних лиц. К примеру, это могут быть деньги спонсоров, родителей, иных субъектов. При этом дополнительно оказываемые образовательные услуги находятся за рамками основных (обязательных) учебных программ. Их перечень закрепляется в уставе. Негосударственные заведения могут реализовывать услуги как в рамках ФГОС, так и за их пределами.
Характеристика дополнительных программ
Оказание платных образовательных услуг регулируется ФЗ №273. В нормативном акте установлено, что учебные заведения бюджетного типа могут реализовывать дополнительные программы, если они:
Требования законодательства
Образовательные услуги на платной основе предоставляются для удовлетворения соответствующих потребностей граждан. Они не могут реализовываться взамен основных программ, финансируемых на бюджетные средства. Перечень платных услуг, а также порядок их оказания должны закрепляться в уставе или положении учебного заведения. Для реализации дополнительных учебных программ исполнитель заключает с получателем соглашение. Платные услуги могут оказываться только по желанию самих обучающихся или их родителей.
Нюансы
Требования к предоставлению дополнительных услуг, в том числе к содержанию программ, спецкурсов, определяются по соглашению между сторонами. Они могут быть выше, чем предусмотренные ФГОС. В соответствии с заключенными договорами, администрация учебного заведения издает приказ. В нем предусматривают:
Если деятельность учебных заведений бюджетного типа, оказывающих платные услуги, сопровождается выдачей выпускникам аттестатов, то она подлежит лицензированию в установленном законом порядке.
Педагогическая, оздоровительная и развивающая работа
Муниципальные и государственные учебные заведения могут осуществлять:
Кроме этого, образовательные учреждения могут реализовывать и оздоровительные услуги. Например, на базе учебного заведения могут формироваться группы по укреплению здоровья, где дети будут заниматься плаванием, аэробикой, катанием на коньках или лыжах, гимнастикой, ритмикой и пр.
Важный момент
Необходимо знать, что в муниципальных и государственных учебных заведениях, реализующих образовательные услуги в рамках бюджетного финансирования, не считаются платными дополнительные занятия:
Платными также не являются:
Репетиторство
Эта деятельность в ОКУН относится к категории прочих образовательных услуг. Под репетиторством следует понимать занятия педагогов с отдельными учениками для закрепления основных программ или для углубленного изучения дисциплин. Как правило, такая деятельность направлена на подготовку к поступлению в вуз. Услуги по репетиторству могут оказывать и образовательные учреждения, и частные лица. Граждане, ведущие такую деятельность, должны пройти регистрацию в качестве ИП. Для проведения индивидуальных занятий лицензию получать не нужно.
Следует учесть, что для ведения такой деятельности необходимо заключить договор образовательных услуг. Если же репетитор-физлицо не имеет статуса ИП, то соглашение с ним будет недействительным. К таким договорам применяются последствия, предусмотренные ГК. Кроме того, если гражданин осуществляет свою деятельность без регистрации, он может быть привлечен к административной ответственности (ст. 14.1 КоАП). За такое правонарушение вменяется штраф. Его размер может быть весьма значительным. Чтобы гарантированно получить требуемый объем знаний и не потерять свои средства, заключать соглашение необходимо с надлежащим лицом. В настоящее время достаточно много граждан предлагают услуги по репетиторству. Перед оформлением договора следует изучить документы, которые имеет лицо.