Стили управления персоналом

Руководитель на предприятии или в компании придерживается какого-то выбранного стиля взаимодействия с подчиненными — он может быть строг и требователен, демократичен и даже мягок со своими подчиненными.

Стили управления персоналом

Психологи выделяют три основных стиля руководства подчиненными: авторитарный, демократический и либеральный. При этом они отмечают, что нельзя разделить эти стили на плохие и хорошие, каждый стиль управления имеет и положительные стороны, и отрицательные. А применять тот или иной принцип управления стоит в зависимости от эффективности работы сотрудников, сплоченности коллектива, вида выполняемой деятельности. Причем хорошие директора и топ-менеджеры сочетают все виды руководства, не отдавая предпочтения какому-то одному. Любой стиль управления персоналом может и поднять экономические показатели компании, и вызвать протест со стороны сотрудников, ухудшив общее положение дел. Успех управления зависит в первую очередь от поведения самого руководителя, его отношения к своим подчиненным.

Авторитарный стиль управления

Такой стиль управления называют еще директивным. Он характеризуется жестким и властным поведением руководителя, высокой требовательностью и строгим контролем по отношению к подчиненным. Вся власть в компании принадлежит руководителю, для принятия решений он может советоваться с небольшим кругом доверенных лиц. Все остальные сотрудники не могут повлиять на решения даже по самым незначительным вопросам. В управлении преобладает приказной тон, интересы компании ставятся гораздо выше любых интересов ее подчиненных. В такой компании существует строгая дисциплина с последующим обязательным наказанием за опоздания, несоблюдение дресс-кода и прочие нарушения. Этот стиль управления существует на страхе подчиненных, на психологическом воздействии на них, но он может привести к спаду инициативности и ответственности сотрудника, когда без отсутствия жесткого контроля они не смогут самостоятельно работать.

Демократический стиль управления

В демократическом стиле управления очень велика роль сотрудника в компании. Сотрудник воспринимается в качестве ценного ресурса, который при благоприятных условиях работы может принести компании большую прибыль. Поэтому интересы работников учитываются в политике управления компании. Общение при демократическом стиле руководства происходит через советы, просьбы и пожелания для сотрудников, лишь в редких случаях выносятся приказы. Управление сотрудниками происходит через мотивацию и поощрения, а не запугивание и наказание. Руководитель распределяет полномочия между своими заместителями и начальниками отделов, а те передают задачи сотрудникам. Нет единоличного принципа управления, каждый сотрудник может внести свое предложение руководству, и оно будет рассмотрено.

Либеральный стиль управления

При либеральном стиле управления руководитель не вмешивается в дела коллектива и принимает лишь незначительное участие в управлении сотрудниками. Подобный руководитель не раздает задания и не отдает приказы подчиненным, пока не получит директивы сверху. Он не любит брать на себя ответственность, рисковать своим положением или выглядеть плохо в глазах сотрудников. Такой руководитель не принимает участия в разрешении назревающих проблем и конфликтов в коллективе, пускает работу на самотек. Либеральный стиль управления прекрасен для сотрудников, которые сами имеют высокую мотивацию и достаточно самостоятельны. Но применять элементы такого стиля иногда полезно в любой компании, чтобы сотрудники более творчески и свободно подходили к разрешению каких-то проблем, не сваливали ответственность на одного руководителя, проявляли инициативу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:


Adblock detector