Свой бизнес: аэродинамическая труба

Свой бизнес: аэродинамическая труба

Аэродинамическая труба изначально была скорее изобретением для промышленного производства, потом её преимущества оценили профессиональные парашютисты, а затем и простые обыватели последовали примеру спортсменов. Аэротруба за счёт сильного потока воздуха, устремляющегося вертикально вверх, даёт возможность ощутить если не невесомость, то свободное падение, которое испытывает человек при прыжке с парашютом. 

Конструкция такой машины очень проста, и поэтому сегодня аэротрубы используют либо в клубах спортсменов-парашютистов, либо как аттракцион для развлечения обывателей. Такое необычное развлечение почти наверняка привлечёт своего клиента, при этом даже в относительно больших городах зачастую не имеется компаний, которые занимаются подобными услугами. В связи с этим такой бизнес обещает быть очень перспективным и прибыльным, отсутствие конкуренции позволяет проводить удобную политику ценообразования, хотя свои сложности тут определённо имеются. Начать стоит хотя бы с того, что многие производители или продавцы аэротруб позиционируют этот бизнес как малый и при этом обещающий колоссальную прибыль уже в первые месяцы. Реальность же оказывается несколько более прозаичной.

Однако обо всём по порядку. Для начала стоит зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, если планируется работать с простыми клиентами и использовать простое же оборудование, то можно зарегистрироваться и как индивидуальный предприниматель, некоторые бизнесмены так и работают. Но всё же зачастую лучше выбирать форму юридического лица – общество с ограниченной ответственностью (УСН как важное преимущество), потому что на балансе предприятия будет числиться не один миллион рублей (а иногда и не рублей, а долларов или даже евро, в пересчёте, конечно). Регистрация – процесс несложный и относительно недорогой, величина государственной пошлины составляет 4 тысячи рублей. Помимо регистрации субъекта предпринимательской деятельности потребуется получить разрешения от контролирующих органов. Сюда относится Роспотребнадзор, Пожарная инспекция и тому подобные организации, отдельной категорией идёт соглашение с местной компанией, которая осуществляет подачу электроэнергии. Аэротруба потребляет немало электричества (есть, правда, экземпляры, которые работают на дизельном топливе, об этом будет сказано ниже), в связи с чем иногда требуется подключение к станции по особому договору с особыми тарифами. Немало внимания уделяется вопросам шумоизоляции, в жилых кварталах столь громкая установка должна быть оснащена шумопоглощением. Все эти особенности меняются в зависимости от региона, поэтому совет предпринимателю – найти хорошего юриста, который поможет разрешить все эти вопросы.

Когда решены эти вопросы, стоит задуматься о том, где именно придётся располагаться. И тут сразу нужно заметить, что все аэродинамические трубы, которые используются именно для развлечения можно разделить на две категории – открытые и закрытые. Закрытые зачастую являются стационарными и, как понятно из определения, располагаются внутри зданий. Чаще всего это самый дорогой вариант – сложная конструкция, монтаж которой производится в соответствии с особенностями здания, немалое количество дополнительных элементов и подключение ко всем системам. Однако в этом случае можно рассчитывать обычно на самое высокое качество предлагаемых услуг, профессиональные парашютисты предпочитают сложные установки, которые не являются мобильными. Открытие АДТ значительно проще и дешевле, при этом часто являются мобильными, то есть в случае неудачно выбранного местоположения есть возможность быстро перебазироваться на новое. 

Впрочем, мобильность аэродинамической – понятие весьма относительное, даже сложную установку, которая вмонтирована в здание, обычно можно разобрать и перевезти на новое место, только вот займёт это немало времени и потребует немало денежных затрат. Мобильной считается та АДТ, которую можно чуть ли не каждый день перевозить с места на место. Однако нужно понимать, что простота монтажа/демонтажа обычно предполагает использование негабаритного и максимально упрощённого оборудования, а значит, о качестве говорить не приходится. 

В связи со всем вышесказанным, можно выделить несколько форматов работы в этом направлении. Во-первых, это ориентация почти исключительно на профессиональных парашютистов, требуется наибольшая сумма стартовых инвестиций, бизнес сложный, при этом желательно найти какой-либо спортивный клуб и предложить им сотрудничество, а именно договориться о том, чтобы установить свою аэротрубу на территории клуба, причём в здании. В этом случае при наиболее оптимальном стечении обстоятельств можно рассчитывать даже на то, что не придётся платить за аренду, предоставив льготы и скидки участникам клуба. Однако большинство профессиональных клубов имеют свои АДТ, поэтому не заинтересованы в бизнесмене со стороны; начинающие же клубы вряд ли имеют достаточно средств для покупки этого столь сложного оборудования. Несмотря на все сложности, работа с профессионалами отличается максимальной прибылью, потому что спортсмены очень много тренируются в аэродинамической трубе, а стоит это очень и очень немало. То есть в случае, если есть немалый стартовый капитал, а в городе есть необорудованный АДТ клуб, то можно смело начинать свой бизнес. Что касается бизнеса на развлечении, когда парить в аэродинамической трубе пускают всех желающих, то тут вариантов масса – от расположения где-нибудь за городом до установки в каком-нибудь спортивном или даже развлекательном комплексе. Отсюда и большая разница в величине арендной платы – за городом в каком-нибудь парке платить придётся чисто символическую сумму (до 10 тысяч рублей), а в комплексе, занимая немало место и подсоединившись ко всем системам предприятия, отдавать придётся не исключено, что сумму с пятью нулями в месяц.

Теперь о самом главное – непосредственно оборудовании. Непосредственно сама труба, в которой и происходит парение (так называемый «стакан») представляет собой достаточно простую конструкцию – это натурально вертикальная труба, важнейшим параметром которой является не высота, а диаметр. Хотя есть установки очень высокие, что предполагает более яркие ощущения – парить-то приходится на опасной высоте. Самая сложная часть установки и при этом зачастую самая дорогая – это вентилятор. Именно он подаёт воздух с высокой мощностью, за счёт чего и формируется очень сильный поток воздуха, что человек остаётся парить. Не будем более подробно расписывать особенности работы и конструкции, это всегда сможет в подробностях рассказать продавец (не только может, но и обязан, а также провести подробный инструктаж и обучение сотрудников компании-покупателя), остановимся более подробно на том, чем отличаются трубы и как это влияет на цену. 

Цена самой трубы определяется высотой и диаметром, и если установка может быть невысокой, то диаметр нужен максимально большой, ведь чем шире «стакан», тем больше поместится одновременно человек. Впрочем, необходимый минимум – два человека, то есть посетитель и инструктор, хватит трубы диаметром в 3 метра. Далее вентилятор. Несмотря на то, что это натурально простой вентилятор, агрегат этот габаритный и мощный, а значит дорогой. Также цена увеличивается в зависимости от количества лопастей. Минимальная цифра за непосредственно сам вентилятор – 2 миллиона рублей, вряд ли удастся даже бывший в употреблении вентилятор купить за меньшую сумму, а если вдруг и получится натолкнуться на такое предложение, то почти наверняка машина уже слишком изношена. Относительно неплохой вентилятор стоит около 4 миллионов рублей, далее сумма увеличивается в зависимости от мощности и размеров. Помимо трубы и вентилятора монтируется кабина оператора и, если приходится работать в городе, специальное шумопоглощающее заграждение. 

Как уже было замечено, самая дешёвая установка – мобильная, купить её можно за 5 миллионов рублей (это полный комплект), хорошая конструкция с превосходной защитой и износоустойчивыми машинами обойдётся в сумму уже порядка 10 миллионов рублей. Самые дорогие мобильные АДТ могут стоить 20-30 миллионов рублей, только вот слово мобильная к ним применяется уже весьма условно, потому что для монтажа и демонтажа нужен подъёмный кран и/или другая строительная техника. Мобильная – просто потому, что не требует закладки фундамента. За такие деньги можно установить даже стационарную трубу в здании, только вот не самую мощную, хотя подавляющее большинство даже профессиональных клубов о большем и не мечтает. Наконец, самая дорогая установка обойдётся в сумму около 100 миллионов рублей, тут уже полностью профессиональное оборудование, поразительно низкий уровень шума, использование только самых устойчивых материалов, высокий ресурс, сбалансированное энергопотребление – в общем, всё, что только можно. 

Как можно понять, такой бизнес вряд ли стоит относить к малым, немногие начинающие предприниматели могут позволить себе даже 5 миллионов на такую конструкцию. Продавцы этого оборудования убеждают покупать установку, указывая на то, что цена удовольствия весьма высока, и бизнес быстро начинает приносить прибыль. Но на самом деле цена на полёт в аэротрубе является высокой не просто так.

Всему виной чрезвычайно высокий уровень энергопотребления. Многие предприниматели, прицениваясь к АДТ, забывают о том, что иногда не столь важна стоимость изделия, сколько стоимость его обслуживания. Итак, сейчас распространение получили, в основном, аэродинамические трубы, которые питаются электричеством, хотя относительно много на рынке АДТ с дизельными моторами. Начнём с электрических. Вообще режимы работы АДТ принято разделять на два уровня, при этом многие предприниматели работают только с клиентами, чья масса не превышает 100 килограммов – потому что именно эту массу может поддерживать в воздухе аэродинамическая труба в стандартном режиме. Уровень энергопотребления может всё равно варьироваться, начинается он примерно с 250 кВт/ч, однако средний показатель – примерно 350 кВт/ч. Иногда стандартный режим предполагает потребление 450-500 кВт/ч, но это фактически максимум, иначе эффективность установки стремительно падает. Резко увеличивается уровень энергопотребления, если нужно поднять тело массой больше 100 килограммов, тут уже установка может требовать до 900 киловатт в час, а самые мощные вентиляторы поглощают 2-3 мегаватта в час, что сопоставимо с энергопотреблением небольшого жилого квартала. Если вдруг довелось купить подобного рода установку, то стоит задуматься о том, чтобы построить даже свою небольшую станцию для выработки электричества; что интересно, обойдётся она дешевле, чем сам вентилятор. Теперь произведём расчёт, и хотя стоимость одного киловатта постоянно меняется, в разных регионах она может сильно отличаться, а для каждого месяца имеется свой тариф, в среднем в стандартном режиме час работы АДТ обойдётся в тысячу рублей (из расчёта примерно 300 кВт/ч). В мощном режиме превышается средняя норма, поэтому тариф несколько увеличивается, и уже час работы обойдётся в 3,3 тысячи рублей (энергопотребление – 900 кВт/ч). Что касается дизельных генераторов, то тут принцип тот же самый – два режима, в стандартном установка поглощает порядка 50 литров топлива в час, в усиленном – до 90 литров. Учитывая, что средняя стоимость дизельного топлива составляет 31 рубль, получается, что час работы обойдётся либо в примерно 1500 рублей (стандарт), либо в примерно 2800 рублей (усиленный). То есть в целом стоимость работы одного часа как электрической, так и дизельной установки примерно равна. Повсеместное распространение АДТ может привести к энергетическому кризису, это слишком неэкономичные аппараты.

Однако средняя стоимость часа в аэродинамической трубе обходится в 8 тысяч рублей. То есть за вычетом топлива предприниматель получает около шести с половиной тысяч, но тут нужно сказать, что значительные суммы приходится перечислять на амортизацию. Установка дорогая, при этом её ресурс нельзя назвать очень большим, простая АДТ (вернее мотор её вентилятора) рассчитан на 2-4 тысячи часов, и получается, что, выработав средний показатель – 3 тысячи – по 6,5 тысяч рублей, установка принесёт предпринимателю 19,5 миллионов рублей. Конечно, при стоимости конструкции в 5 миллионов (такой ресурс именно у дешёвых агрегатов) это весьма неплохой показатель, да и после выработки обычно приходится проводить ремонт, но не замену вентилятора, всё же нельзя забывать о том, что немалую часть себе забирают инструкторы. Обычно это 2-3 тысячи рублей за час работы, хотя суммы могут варьироваться в зависимости от региона и опытности инструктора, поэтому являются очень и очень усреднёнными. При работе в парашютном клубе есть немалая вероятность того, что свои инструкторы не понадобятся, ведь с новичками будут работать сотрудники клуба. Но всё же теперь, посчитав, можно понять, что предприниматель будет получать с часа работы своей установки в лучшем случае 4-5 тысяч рублей (за вычетом амортизации), а в худшем – 1-2 тысячи. То есть установка мало того, что потребляет много энергии, так и ещё является не слишком рентабельной. Но этот расчёт подходит для самой плохой ситуации, когда предприниматель вынужден снижать цены в условиях конкуренции и/или отсутствия преимуществ и возможностей иным способом привлекать клиентов.  Потому что нужно сказать, что указанная цена обычно распространяется на полёт без инструктора, многие компании просто добавляют к базовому тарифу величину оплаты работы самого инструктора, да и редкий посетитель (речь сейчас не о спортсменах, а просто об обывателях) зависает час в аэродинамической трубе. Обычно им дают парить 5-10 минут, а в некоторых случаях и вовсе 1 минуту. И стоит это значительно дороже при пересчёте на час, так одна минута стоит 200-300 рублей (то есть в час получилось бы 18 тысяч). То есть в случае отсутствия конкуренции и работы с простыми людьми можно действительно рассчитывать на немалую прибыль. Но только в том случае, если удастся привлечь достаточное количество посетителей. Хорошая и популярная организация принимает несколько посетителей в день, что позволяет ей формировать доход на уровне нескольких сотен тысяч рублей в месяц. Что хорошо, при отсутствии клиентов предприниматель немного теряет, обычно только стоимость аренды (хотя, конечно, простои это всегда плохо, и подсчёт упущенной выгоды тоже стоит вести), ведь машина не работает, а с инструкторами можно договориться так, что они будут получать только свой процент от каждого клиента. Если работать с парашютным клубом, то можно и за аренду не платить. Кстати, нанять нужно хотя бы двух инструкторов и одного администратора, последним может стать и сам предприниматель (если, конечно, не является инструктором), чтобы сократить издержки.

Самый большой риск этого бизнеса – не окупить собственные вложения, потому что сумма стартовых инвестиций слишком большая. С другой стороны, при работе с парашютистами беспокоиться об отсутствии прибыли не стоит, профессионалы тратят на обучение в АДТ порою суммы больше 100 тысяч рублей в месяц. И это только один парашютист, а их в клубе может быть больше десятка. При работе с простыми гражданами при нормальной ситуации на рынке удаётся установить такую цену за услуги, что себе позволить это удовольствие могут немногие, но даже поток посетителей, при котором фактически установка не работает в сутки и два часа, позволяет сформировать немалую прибыль, что в свою очередь даст возможность открыть через год-два новую АДТ. Кстати, несмотря на то, что установка работает мало, непосредственно человек ради пятиминутного удовольствия проводит много времени на инструктаже, обычно около часа уходит на подготовку к парению. В целом, конечно, огромную прибыль в первые же месяцы ждать не стоит, нужно запустить неплохую маркетинговую кампанию, чтобы привлекать посетителей, величина стартовых инвестиций нередко очень большая, но бизнес перспективный и интересный, а отсутствие конкуренции позволяет предлагать эксклюзивные услуги.

Матиас Лауданум 

(c) 
 —