Свой бизнес: прачечная самообслуживания

Свой бизнес: прачечная самообслуживания

В России не так много людей, которые обращаются к услугам прачечных, в то время как в западных странах это достаточно востребованная услуга, которой пользуется немалый процент населения. Это обусловлено множеством причин, такими как: маленькие квартиры, в которых нет возможности поставить стиральную машину, дорогие коммунальные услуги, даже просто образ жизни и устоявшиеся привычки. Россияне же обращаются чаще всего в прачечные ради химчистки, то есть когда просто не могут отстирать вещь в домашних условиях. Однако это не значит, что бизнес на прачечной не может приносить дохода. Уровень конкуренции при этом даже в больших городах остаётся зачастую слишком низким, что позволяет новичку без особых сложностей организовать и развить свой собственный бизнес. В данной статье более подробно рассмотрим вариант открытия именно прачечной самообслуживания, потому что это направление, хоть и не сильно, но всё-таки отличается от открытия полноценной прачечной-химчистки (об этом также можно прочитать в соответствующей статье).

Для начала работы необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Деньги, которые нужно выделить на регистрацию индивидуального предпринимателя – 800 рублей (это величина государственной пошлины). Однако после регистрации придётся обратиться во все ведомства, которые разрешают эксплуатацию помещения и предоставление услуг населению – сюда относится в первую очередь Роспотребнадзор (отвечает за санитарно-эпидемиологическое состояние помещения), а также МЧС (пожарное оснащение и соблюдение противопожарной безопасности). Также придётся найти компании, которые занимаются обслуживанием помещений, здесь особенно стоит упомянуть о вывозе мусора (ТБО), потому что если у компании нет заключённого договора на обслуживание, то, вполне вероятно, работать ей не разрешат. Следующий момент в организации своего бизнеса – это поиск помещения для работы. Тут нужно отметить, что прачечная самообслуживания может располагаться и на относительно небольшой площади, особенно если её сделать ориентированной на малое количество клиентов в момент времени. То есть можно открыть такое заведение, клиентами которого будут только жильцы окрестных домов (а если это приносит немного прибыли – то задуматься об открытии сети своих прачечных по всему городу хотя бы в перспективе). Вообще можно найти и помещение размером от 50 м2 – это небольшая прачечная, которая, как правило, сможет удовлетворять спрос всех потребителей. 

Также нужно отметить, что наиболее целесообразно открывать прачечную где-нибудь в спальном квартале, то есть там, где максимально количество потенциальных клиентов. В центр города никто не будет ездить ради того, чтобы постирать бельё, а потом ещё и возвращаться с ним через весь город. Оптимально расположиться в новых построенных кварталах – там всегда очень много тех людей, которые только обживаются и даже не всегда имеют возможность приобрести бытовую технику – прачечная самообслуживания будет как раз кстати. При выборе помещения нужно сразу проверить систему водопровода, чтобы она соответствовала требованиям, которые предъявляют поставщики оборудования – иначе просто не получится запустить купленные аппараты. Стоимость аренды зависит от многих факторов, в первую очередь от местоположения в городе (правда, на территории спальных кварталов аренда обычно ниже, чем в целом по городу), а также от размера города – в мегаполисах придётся отдавать в разы больше средней цены, а вот в небольших населённых пунктах аренда является дешёвой. Если пытаться назвать какие-то средние цифры, то стоимость одного квадратного метра будет обходиться около 600 рублей в месяц. Стоимость аренды может меняться и в зависимости от состояния помещения. Если же предприниматель хочет открыть центр, в котором одновременно стирать свои вещи может огромное количество людей, то ему нужно искать помещения от 100 м2, а так как такие заведения есть смысл открывать только в больших мегаполисах, то тут даже место в центре можно рассматривать.

Следующий этап – наверно, самый важный, — это поиск поставщиков оборудования, закупка и установка машин. Нужно понимать, что для прачечной самообслуживания необходимо приобретать специальное оборудование, которое не просто оснащено приёмником денежных средств, но и может максимально быстро и эффективно простирать и высушить одежду. Впрочем, сегодня производится специализированное оборудование конкретно для прачечных самообслуживания, и даже среди российских производителей можно найти поставщика хороших аппаратов. Стоимость оборудования может меняться в зависимости от страны производства, самые дорогие машины – развитых капиталистических стран (Европа, Америка), причём помимо высокой стоимости агрегата придётся оплатить его доставку и таможенное оформление. Следует обратить внимание на российских производителей, потому что они зачастую поставляют неплохое оборудование, которое в силу того, что производится на территории этой страны, обходится дешевле. Приобретать для такого заведения агрегаты, которые представляют собой обычное прачечное оборудование, смысла нет – это габаритные машины, рассчитанные на другие режимы. Для маленькой прачечной нужно купить порядка 5 стиральных машин и столько же сушильных, причём приобретать нужно аппараты, которые могут работать с разными типами ткани, а также с разным количеством белья одновременно. Это уже просто экономически выгодно – купив машины с большой загрузкой, не будет возможности постоянно держать их загруженными (не каждый клиент приходит со многими вещами), но расход воды и материалов при этом будет нерентабельно высоким. 

Итак, стоимость средней стиральной машины начинается примерно со 100 тысяч рублей – за эти деньги можно приобрести аппарат, рассчитанный на небольшое количество белья (до 8 килограммов), при этом дополнительно нужно с расчётом на эти машины покупать сушильную машину. Они стоят немного дешевле – от 50-70 тысяч рублей (в зависимости от максимальной загрузки), таким образом, самый минимум, который понадобится предпринимателю на закупку оборудования – это 750 тысяч рублей (из расчёта 5 стиральных и 5 сушильных машин). Есть и более совершенные решения для этого бизнеса – к примеру, производители поставляют машины, представляющие собой совмещённые аппараты по стирке и сушке белья (даже вертикального исполнения), что экономит место в помещении. Но стоит такой агрегат дороже, если сравнивать его с покупкой отдельно машины для стирки и сушки – около 300 тысяч рублей за среднюю модель. Дополнительно около 100-150 тысяч рублей придётся потратить на дополнительное оборудование – от вспомогательных устройств и мелкой техники до стеллажей и гладильных досок. Да, предприниматель может предлагать своим клиентам возможность не просто простирать, но и погладить вещи, тогда для этого есть смысл приобрести гладильные станки, однако в таком заведении подобная услуга обычно не востребована (одежда всё равно убирается в пакет и гладить её приходится уже дома). Но если всё-таки покупать такое оборудование, то нужно понимать, что стоит оно очень немало – от 70 тысяч рублей за самый простой гладильный станок (стол). В крайнем случае, если вдруг появится клиент, который захочет получить глаженную вещь, можно будет удовлетворить его просьбу простым способом – обязав своих сотрудников (а они всё равно будут работать в течение рабочего дня) прогладить вещь утюгом. Если брать очень грубые расчёты, то для оборудования даже простой прачечной самообслуживания нужно располагать примерно одним миллионом рублей; но это значительно меньше, чем при открытии полноценной прачечной с химчисткой.

Следующий момент – это набор персонала в свою прачечную. Тут нужно понимать, что даже несмотря на то, что она является заведением самообслуживания, нужно несколько сотрудников для обеспечения рабочего процесса. Сотрудникам в прачечной не придётся заниматься стиркой (но, возможно, некоторыми сопутствующими обязанности, о чём было сказано выше), но нужно будет следить за автоматами и вовремя загружать расходные материалы, а также перекладывать, к примеру, вещи из стиральной в сушильную машину, а после упаковывать их в пакет. Для работы нужно найти одного администратора и 2-3 помощников, которые и будут заниматься обслуживанием машинок и выполнять все мелкие поручения. Администратор получает от 25-30 тысяч рублей, помощники – от 20-25 тысяч (в зависимости от региона). Также нужно учитывать – что это состав работников на одну смену. Поэтому вполне вероятно, что придётся нанимать больший штат сотрудников, чтобы работа не останавливалась ни в какую смену. При этом все бизнес-процессы, которые не имеют отношения к получению прибыли организацией, можно передать на аутсорсинг – например, ведение бухгалтерии. Сюда же можно отнести и обеспечение охраны – вообще было бы неплохо, если на территории прачечной дежурил постоянно охранник, но это может быть сотрудник сторонней частной охранной организации.

Также важным моментом является поиск поставщиков расходных материалов, но нужно сказать, что в любом практически городе есть компании, которые готовы продавать все необходимые средства оптом. Расходных материалов будет нужно достаточно много, и даже желательно выделить отдельное помещение под хранение запасов порошков, ополаскивателей и тому подобных средств. Если брать в расчёт их стоимость, то на первое время вряд ли потребуется больше 10 тысяч рублей, далее все средства оперативно закупаются, а их стоимость покрывается ценой за пользование услугой. Найти поставщиков можно по простому запросу в интернете. Вообще содержание простой прачечной самообслуживания выгодно отличается от содержания полноценной химчистки, потому что расходы здесь значительно меньше за счёт использования более простого и менее производительного оборудования (для прачечной-химчистки нужно профессиональные аппараты, тут же – лишь несколько усовершенствованный аналог привычных всем стиральных машин). Чтобы было понятно – процесс работы в прачечной самообслуживания сводится к тому, что клиент прибывает в заведение, загружает своё бельё в стиральную машину, после чего ждёт, пока оно постирается и перекладывает его в сушильную машину. На всех аппаратах установлены монетоприёмники или купюроприёмники, поэтому иногда даже нет необходимости в оборудовании кассы. Однако в целях улучшения сервиса многие прачечные предоставляют клиенту возможность избавиться от ожидания, принимая на себя обязанности по закладке и перекладке белья. Дело в том, что процесс стирки в лучшем случае будет длиться полчаса, а в среднем это время растягивается на 2-3 часа. Конечно, можно оборудовать комнату ожидания для своих клиентов, но обычно это не целесообразно, так как столько времени очень редкий человек захочет провести в прачечной, не зная, чем себя занять, да и самому предпринимателю не выгодно вкладывать деньги в комнату отдыха. Поэтому чаще всего люди приходят, отдают свою одежду, после чего уходят, а возвращаются за своими вещами тогда, когда им удобно. Да, стоит задуматься о том, чтобы организовать на территории заведения небольшой склад выстиранной одежды, помимо того, что нужно иметь место для хранения расходных материалов. Таким образом, клиент получает полноценный сервис, а предприниматель может рассчитывать на то, что его заведение станет популярным. Вообще в этом бизнесе самое лучшее продвижение – это сарафанное радио, хотя и есть смысл задуматься о создании собственного сайта, а также дать о себе информацию во всех местных средствах массовой информации. На это придётся выделить иногда немалые деньги (больше 100 тысяч рублей), но когда прачечная станет известна в городе (или хотя бы в своём районе), тогда активность рекламной кампании можно будет снизить.

Сумма стартового капитала:

  • Регистрация – 20 тысяч рублей для юрлица, 800 рублей для ИП.

  • Аренда – 30 тысяч рублей.

  • Оснащение прачечной – 1 миллион рублей.

  • Зарплата и аутсорсинговые услуги – 100 тысяч рублей.

  • Расходные материалы – 10 тысяч рублей.

Итого: 1 миллион 160 тысяч рублей. Ежемесячные расходы: 140 тысяч рублей. 

Вообще одна прачечная (если это не очень большое заведение, которое посещает много людей) вряд ли будет приносить слишком большую прибыль, тут скорее удастся зарабатывать, расширяя и развивая свою сеть подобных предприятий. Дело в том, что дорогими услуги прачечной самообслуживания просто не могут быть – от 150 рублей за стирку и сушку, дороже только при стирке деликатных тканей и больших вещей (типа постельного белья или зимней одежды, с которыми нужно обращаться очень бережно). При этом многие прачечные устанавливают разные тарифы в зависимости от времени работы – так в выходные дни стоимость услуг обычно дороже, а вот в будние (особенно в дневные часы) – минимальна. Это сделано как раз для того, чтобы привлекать людей и загружать себя работой в то время, когда клиентов особенно мало (что естественно – человеку удобней посещать прачечную вечером или в выходной). Возьмём для расчёта 40 клиентов в день. Каждый из них платит по 150 рублей, доход – 180 тысяч рублей в месяц. Операционная прибыль – 40 тысяч рублей, чистая – 34 тысячи. Основными потребителями услуг прачечной самообслуживания станут молодые семьи, вечно занятые люди (средний класс), а также студенты (есть смысл рассмотреть вариант открытия прачечной где-нибудь неподалёку от общежитий). В целом, этот бизнес нельзя назвать высокорентабельным (по нашим расчётам – около 22%), да и срок окупаемости достаточно продолжительный (больше двух с половиной лет), однако при развитии и при расширении своей сети можно в итоге получать очень хорошую прибыль.

Матиас Лауданум 

(c) 
 — .