Электромобили в настоящее время не слишком популярны в России, и тому есть множество причин. Однако такой вид транспорта получает всё большее распространение во всём мире, и даже в нашей стране понемногу начинают уделять внимание этому направлению. Несмотря на все сложности содержания электронного автомобиля, есть желающие приобрести подобное транспортное средство в свою собственность, и даже некоторые компании заинтересованы в том, чтобы иметь экологичный и дешёвый в обслуживании транспорт для непродолжительных перевозок на малые дистанции. В связи с этим можно сказать, что это направление только развивается, и пройдёт немало времени, прежде чем настанет расцвет электромобилей, но какие-то деньги можно зарабатывать уже сейчас. Особенно с учётом того, что занимаются данным направлением очень немногие компании, и новичок на этом рынке практически избавлен от влияния конкурентов.
Какие-то сложности с ними могут быть в самых крупных мегаполисах, но даже в относительно крупных городах купить электромобиль нереально, для этого нужно ехать в одну из столиц. Таким образом, если ориентироваться на будущее, можно сейчас начать строить успешный бизнес, который с большой долей вероятности через несколько лет начнёт приносить неплохую прибыль. Более того, предприниматель может неслабо посодействовать развитию инфраструктуры и направлению электромобилей вообще, изменить рынок и даже потеснить привычный всем дизельный и бензиновый транспорт. Есть, правда, и другой вариант – начать торговлю электромобилями на базе уже открытого автосалона, просто предлагая своим клиентам альтернативу обычным машинам, таким образом, удастся избежать многих проблем, с которыми сталкиваются новички, пожелавшие открыть автосалон вообще. В любом случае, возможности есть, а если договориться с другими компаниями и/или местным правительством, то натурально можно преобразить свой регион (а в перспективе и всю страну) и изменить привычный ход вещей. Многие эксперты ведь сегодня считают, что за электронным транспортом будущее.
Однако всё это кажется только на первый взгляд таким привлекательным, но сложностей в этом направлении действительно много. Самая главная – это неразвитая инфраструктура, на самом деле, если бы были такие же возможности заправки и обслуживания электронных автомобилей, какие есть в случае привычного нам автотранспорта, то пользователей электронных транспортных средств было бы на порядок больше. Просто потому, что электромобиль обходится в своём обслуживании в разы дешевле даже малолитражного автомобиля. И вторая важная проблема – всё-таки сфера применения электронного транспорта ограничена, технологии ещё не развиты на столько, чтобы электромобиль мог конкурировать с бензиновой автомашиной во многих сферах. Впрочем, для жителей больших городов, которым машина нужна для поездок на работу и обратно, электромобиль оказывается даже более привлекательным решением, потому что потребляет значительно меньше средств, высокая скорость от него не требуется (в пробке любая машина движется со скоростью 0-5 км/ч, да и любой электромобиль сегодня без труда развивает скорость в 50 км/ч, что для поездок по городу днём совсем неплохо), а заряда хватает на пару десятков километров – для жителей пригородов это, возможно, неприемлемо, но для городских жителей этого достаточно, чтобы по пути домой ещё в пару магазинов заехать. Получается, что электромобиль – лучшее решение для городского жителя, живущего по схеме дом-работа-дом-работа (а таких большинство). Невысокая стоимость (относительная) электромобиля позволяет приобрести его в качестве второй машины (или второй машиной окажется уже бензиновая, которую можно будет купить на сэкономленные на бензине за счёт использования электромобиля средства). В конце концов, заряжать автомобиль можно и дома, натурально из розетки. В итоге получается, что содержать электромобиль даже в нынешних условиях вполне реально. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что начинать бизнес, основанный на торговле электромобилями, следует только в большом городе и с ориентацией на офисных работников и на семейных людей, не любящих загородные поездки, а также на людей со средним доходом, которые могут позволить себе купить второй автомобиль, для перемещения по городу он гораздо предпочтительней. В любом мегаполисе под эти категории подпадает в худшем случае половина трудоспособного населения, поэтому можно рассчитывать на нормальные продажи, если провести очень мощную и развёрнутую маркетинговую кампанию. Однако сейчас чуть более подробно остановимся на том, как решить все бюрократические вопросы, связанные с продажей электромобилей.
Итак, для начала необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности, понятно, что в этом направлении действовать лучше как юридическое лицо, и предпочтительной формой станет общество с ограниченной ответственностью. Тут будет доступна упрощённая система налогообложения, которая предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Процесс регистрации не займёт слишком много времени, величина государственной пошлины составит 4 тысячи рублей. При этом для торговли автотранспортными средствами в настоящее время не обязательно получать лицензию или какие-то разрешения. Даже не обязательно регистрировать автомобили в ГАИ, сегодня достаточно иметь при себе паспорт технического средства или иные документы, подтверждающие право владения купленными машинами. То есть, сегодня многие процедуры упразднены, процесс регистрации заметно упростился, и теперь самым сложным этапом будет проведение таможенных операций. Однако для начала необходимо найти поставщиков электромобилей.
Нужно сказать, что электромобили собирают даже в России, а знаменитый АвтоВАЗ даже выпустил свою модель электромобиля, посвящённый, судя по названию, непонятно почему грекам. Эта модель даже активно используется в некоторых сферах, но о распространении её среди населения речи, конечно, не идёт. Есть и некоторые другие компании, которые пытаются производить какой-то продукт, причём электромобили пытаются собирать ещё и во многих странах, но всё же оптимально найти заводы в США, Японии, Европе или Китае – тут всё так же, как и в случае с привычным нам легковым автотранспортом, лидерами являются всё те же страны. Причём тенденция сохраняется та же самая. В США производят качественные машины, ориентированные на обеспеченных людей, причём именно в США находится самая успешная и, пожалуй, самая известная компания, которая занимается электромобилями – “Tesla motors”. Она вообще поставила своей целью производить электромобили, не уступающие практически ни в чём простым машинам с ДВС или дизельным двигателем. Но к этой компании мы ещё вернёмся. В Европе и Японии тоже можно найти своих производителей, но интересным чаще всего модельный ряд не назвать, впрочем, постоянно появляются новые разработки, и следить за этим рынком стоит. Но наиболее оптимальный вариант – найти китайского производителя, потому что тогда можно рассчитывать на минимальную цену автомобилей. Учитывая текущую ситуацию, лучше начинать как раз с максимально дешёвых моделей, и тут китайским заводам нет равных. Итак, предприниматель определяется с тем, что именно он хочет продавать (автомобили какой категории), после чего ему стоит задуматься о том, будет ли его салон мультибрендовым или монобрендовым. Лучше всё-таки сотрудничать сразу с несколькими марками, но нужно понимать, что не все они готовы рассматривать предложения, особенно в России. Китайские производители обычно всегда рады расширению рынка своего сбыта, но американские или европейские компании могут не увидеть перспектив. А некоторые уже работают в России. К примеру, в столице есть салон, который занимается продажей автомобилей марки Tesla (правда, неофициально, то есть без поддержки самой компании “Tesla motors”). Поиск производителя для сотрудничества может сильно затянуться, но тут практически те же самые особенности, что и при открытии простого автосалона. Обычно предприниматель тратит немало времени на переговоры, чтобы заключить контракт, при этом он заключает не договор франшизы, а именно налаживает партнёрские отношения. Производителю важно, чтобы салон соответствовал бренду, то есть, чтобы его работы не сказывалась отрицательно на репутации бренда. В итоге предприниматель должен стать официальным представителем, и тогда он сможет предлагать своим клиентам не только покупку машин, но и послепродажный сервис.
Самыми большими тратами может стать именно постройка автосалона, в этом направлении требуется вложить немало средств в строительные работы, а также выкупить предварительно территорию под свой салон. Для экономии некоторые предприниматели покупают участок на окраине города или вообще в пригородах, редкий автосалон располагается непосредственно в центре, потому что это не рентабельно, клиенты всё равно приедут и на окраину, если заинтересовались покупкой машины. Стоимость земли может быть разной, обычно несколько миллионов, потому что для автосалона потребуется минимум 100 м2 – и это очень небольшой салон. Потому что помимо самого салона нужно содержать в нашем случае хотя бы очень небольшой автосервис на пару мест, но, конечно, под ремонтную мастерскую выделяется меньше места, чем в простых салонах. Вообще назвать даже примерную стоимость постройки салона достаточно трудно, потому что она зависит от огромного количества факторов, но рассчитывать всё равно стоит на сумму в несколько миллионов, обычно не меньше 10 даже для очень небольшого и «скромного» салона. Конечно, салон теоретически можно арендовать, но это не всегда рентабельно, потому что продаж может не быть продолжительное время, а аренду платить нужно. И она будет недешёвой. Оборудование салона тоже может быть очень дорогим, но наибольшее внимание нужно уделить именно ремонтной мастерской, потому что именно качество обслуживания находящихся на гарантии автомобилей напрямую влияет на репутацию салона. Для обустройства электротехнической зоны потребуется по меньшей мере 500 тысяч, но по сравнению с ремонтной зоной простого автосалона это не слишком большие деньги. В целом, этап постройки и открытия именно салона будет почти наверняка самым сложным и продолжительным, то есть он может растянуться даже на несколько лет, но каких-то специальных рекомендаций, пожалуй, и нет – всё, как в обычных салонах, только техническая зона не так дорого оборудована.
Но вот нужно более подробно остановиться на закупке автотранспорта. Электромобили в России производят в очень малых количествах, и этим занимается далеко не каждая компания, поэтому почти наверняка их придётся привозить из-за границы. Но тут есть один важный момент – в настоящее время согласно принятым поправкам в законодательстве отменена таможенная пошлина за ввоз электромобилей. Именно их, транспортные средства, которые классифицируются так, не облагаются пошлиной. Однако есть немало других отчислений на таможне, то есть за очистку груза всё равно придётся заплатить, и порою немало. В настоящей статье нет смысла расписывать все тонкости расчёта платы за ввоз автомобиля, потому что там учитываются мощность, возраст автомашины, её класс, плата зависит от изначальной стоимости машины и от того, юридическое или физическое лицо декларирует груз. То есть уже на этом этапе есть смысл найти таможенного брокера, который сможет помочь в решении этой сложной проблемы. Однако в среднем (очень обще) можно сказать, что в итоге за таможенные операции приходится отдавать порядка 20-30% от изначальной стоимости машины. Возьмём для примера новый электромобиль с батареей мощностью в 40 кВт и стоимостью в 400 тысяч рублей. За таможенное оформление придётся отдать чуть больше 90 тысяч рублей, причём это с учётом почти всегда необходимого утилизационного сбора и непосредственно налога на добавленную стоимость. То есть пошлины нет, но учитываться могут ставка налога, ставка акциза, утилизационный сбор и стоимость таможенного оформления (1-2 тысячи рублей). Добавить также нужно транспортные расходы, но их посчитать очень трудно, потому что нужно учитывать страну, тип транспорта, условия перевозки (консолидированный груз или частный заказ), расстояние и многое-многое другое. Ведь привезти машину из США (из страны, с которой нет автодорожного и железнодорожного сообщения) и из Китая (который граничит с Россией) обойдётся в очень разные суммы. Тут даже примерно назвать цифру сложно, но какой-то процент от стоимости машины добавить придётся. Так и получается, что нередко электромобиль стоит в России чуть ли не в полтора раза. То есть тот автомобиль за 400 тысяч после прибытия на место продажи будет стоить уже 500 тысяч минимум – и это в том случае, если был продан в Китае на границе с Россией, а после таможни поступил в пограничный с Китаем российский город. Теперь непосредственно о стоимости машин. Названные 400 тысяч рублей – это зачастую минимум, хотя китайцы иногда предлагают электромобили очень уж сомнительного качества даже за 200-300 тысяч (в пересчёте с юаней). За сумму примерно до миллиона можно купить только китайские электромобили или маленькие маломощные машины из западных стран. К слову, даже российская «El Lada» стоит больше миллиона. Хороший электромобиль обойдётся в несколько миллионов рублей, так машины марки Tesla могут стоит и 5, и 9 миллионов рублей (сопоставимо с автомобилями класса «Gran turismo»). Что интересно, их активно покупают и в России, Model S стала одним из самых продаваемых люксовых седанов, что вообще очень неожиданно. Хотя, «тесла-машины» по своим характеристикам почти не уступают обычным, и такая цена оправдана. Таким образом, предпринимателю нужно выделить минимум 3 миллиона рублей только на закупку хотя бы шести самых дешёвых автомобилей. Если же открывать элитный салон, то счёт идёт на десятки миллионов. Дополнительно нужно купить немалое количество аксессуаров, запасных батарей, а также приобрести комплекты зарядочных устройств, которые представляют собой небольшой, условно говоря, столб, подсоединённый к сети электрического питания и имеющий интерфейс для подключения к автомобилю. Есть смысл задуматься о том, чтобы установить зарядочное устройство в своём салоне, а также начать искать партнёров по всему городу, которые готовы устанавливать такие устройства на своей территории. Одно такое устройство обойдётся в сумму около 100-150 тысяч.
Чтобы наладить работу, придётся привлечь немало людей. Причём в этом бизнесе нужны только профессионалы своего дела. Сам предприниматель может стать руководителем салона, но ему понадобятся помощники, то есть консультанты, а также прочие люди, которые заняты администраторской и организационной работой. Простой продавец-консультант сюда не подойдёт, требуется человек, который имел опыт продажи автомобилей или просто дорогих вещей, это в дополнение должен быть привлекательный человек. Один консультант нужен в небольшой салон, двое работают в уже относительно крупном центре. Получают такие специалисты примерно по 25-30 тысяч рублей в месяц. Очень важно найти специалиста по маркетингу, который и будет заниматься продвижением товара компании, этот профессионал может получать не меньше 50 тысяч рублей в месяц. Также ещё 2-3 человека нужны будут для прочей мелкой работы (к примеру, кассир, если предусмотрен наличный расчёт), они зарабатывают от 20 тысяч рублей. В ремонтной мастерской нужно чтобы работало 2-3 техника минимум (это для самого малого салона, в крупных автоцентрах трудится штат из пары десятков людей, но, опять же, в салонах обычных автомобилей). Это должны быть люди, которые хорошо разбираются в электронике, но нужно понимать, что их в любом случае придётся дополнительно обучать, потому что сегодня очень немногие разбираются в электромобилях. Сложностей особых нет в этом направлении, но пару месяцев и какие-то деньги на это придётся потратить. В идеале, если заключено официальное сотрудничество с производителем, можно и нужно требовать от него обучение своих сотрудников, потому что это и в его интересах также.
Подводя итог, можно сказать, что на открытие даже маленького салона потребуется около 20 миллионов рублей, но речь идёт именно об автосалоне, причём официальном. На самом же деле можно стать простым дилером, который покупает машины за границей, занимается таможенными операциями, а после продаёт их с какой-то наценкой – выйдет это в разы дешевле, а риски снижены, потому что можно вообще заниматься таким «бизнесом» исключительно по мере поступления заказов или хотя бы просто пытаться продавать одновременно только одну машину. Салон же электромобилей – дело не только затратное, но и очень рискованное, потому что пройдёт немало времени, прежде чем люди начнут покупать такие машины. А если не заниматься маркетингом, то и вообще могут не начать. Причём тут может полностью отсутствовать статья доходов, которая существенно упрощает работу обычных автосалонов – сервисное (не гарантийное) обслуживание, ведь машин таких очень мало. Хотя и тут можно зарабатывать, продавая заряженные батареи и меняя их на разрядившиеся, продавая аксессуары, то есть пытаться всеми возможными способами привлекать клиентов, улучшая уровень сервиса. Но всё же сегодня оптимально открывать свой салон электромобилей либо с очень немалым запасом денежных средств, либо на базе уже работающего обычного автосалона – тогда электромобили станут новинкой, которая, если жители города оценят её по достоинству, принесёт предпринимателю очень неплохие деньги в течение многих последующих лет. Получать прибыль в первые месяцы вряд ли придётся, хотя неизвестно, как отреагируют жители на такое предложение. Срок окупаемости такого проекта даже в самом лучшем случае составит несколько лет. Электромобили – это серьёзный конкурент привычным всем автомашинам, и неизвестно чем закончится такое противостояние. Хотя наиболее вероятный исход такой, что останутся электромобили для города и обычные машины для междугородних поездок. Есть, конечно, ещё и «гибриды», но вряд ли электромобили перестанут развиваться, и уже сейчас можно инвестировать в будущее.
Матиас Лауданум
(c) —