Налоговое законодательство любой страны является одним из самых переменчивых, поскольку в системе фискальных платежей ориентация направлена на действующие в данный момент условия жизни и состояние экономики. Российская фискальная система в нынешнем кодифицированном виде сформировалась на границе столетий, когда в 1999 и 2001 годах были введены в действие обе части Налогового кодекса.
С тех пор в документ вносятся поправки несколько раз в течение года. Сегодняшняя система налогов России значительно окрепла и получила прочную правовую основу, однако пробелов в ней еще достаточно, о чем говорят планы налоговой политики.
Содержание
Принятие законопроекта
Идея новых условий для пользователей кассовой техники возникла у Министерства финансов, которое вместе со своей подотчетной службой — ФНС — разработали проект закона. Документ существенно расширял налоговую базу по действующему законодательству, совершенствовал контроль и снижал возможности для сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов.
Главная идея заключалась в установлении постоянной удаленной связи между всеми ККТ и инспекциями ФНС.
Однако проект встретил критику со стороны иных ведомств, например, Минэкономразвития, признавшего его нецелесообразным и неоправданным, а также представителей бизнеса.
После этого в 2014 году Минфин ввел проект на экспериментальной основе в Московской области и самой столице, в Калужской области и в республике Татарстан. Тестирование практической эффективности нововведения осуществлялось в течение всего 6 месяцев. В опыт были включены 3 тысячи аппаратов последнего образца.
По результатам эксперимента проект был принят на рассмотрение палат Федерального Собрания России и в июле 2016 году в положении федерального закона № 290 получил подпись Президента. Все поправки были внесены в ФЗ №54 о ККТ.
Недовольство субъектами предпринимательства привело к отсрочке полного введения требований к чековым аппаратам и поэтапному переходу на онлайн-технологии. Первые этапы закона — 1 января и 1 февраля — пройдены.
Изменение состава лиц, применяющих ККТ
Реформа не только изменила порядок применения аппаратов для расчетных операций, но и внесла коррективы в список субъектов, обязанных вести кассовый учет.
Так, нововведения касаются:
- предпринимателей и предприятий, и прежде работавших с ККМ по 54-му закону 2003 года, т.е. осуществлявших расчеты по реализации;
- хозяйствующих субъектов, реализующих подакцизную продукцию;
- интернет-предпринимателей — торгующих своими товарами и услугами удаленно, посредством интернет-магазинов.
Владельцы онлайн-магазинов могут работать с кассами без опции печати бумажного чека, им достаточно формировать электронные квитанции.
С середины 2019 года в перечень субъектов будут добавлены даже плательщики «вмененки» и пользователи ПСН — но в ином виде, чем основной круг лиц.
Так, до настоящего времени эти 2 типа предпринимателей освобождались от ведения кассы, даже если вели торговлю, и обязывались лишь выдавать покупателям бланки строгой отчетности — БСО. С июля следующего года они продолжат выдачу строгих бланков, однако их печать будет выполняться на специальным автоматизированных аппаратах, выполняющим функции тех же онлайн-касс.
Поправки внесли изменения и в круг лиц, исключаемых из кассовой обязанности. Так, предприниматели, работающие в труднопроходимых и отдаленных территориях, могут не переходить на оборудование нового образца, если представят документальное подтверждение условий ведения деятельности — список отдаленных и труднодоступных зон определен в законодательстве.
Полностью освобождены от кассового закона субъекты, реализующие:
- ценные бумаги;
- журналы, газету и другие периодические издания, кроме эротических;
- проездные талоны и билеты кондукторами общественных видов транспорта;
- товары на ярмарках и рынках;
- товары, перемещаемые разносными способами — тележками, корзинками, лотками и пр;
- товары в пассажирских поездах;
- услуги общепита внутри учреждений общего образования для обучающихся и работающих в них;
- мороженое и разливные напитки, кроме подакцизных, в киосках и прилавках;
- фрукты и овощи в развал по сезонам;
- напитки из цистерн;
- услуги по ремонту обуви;
- услуги по изготовлению ключей и прочих галантерейных вещей;
- услуги носильщиков на вокзалах;
- услуги по вспашке огородов и полей, распиловке деревьев;
- услуги по уходу за детьми, пожилыми или больными людьми;
- аренду личных жилых объектов — только индивидуальные предприниматели;
- услуги по приему изделий из стекла;
- медикаменты — аптеками, размещенными внутри фельдшерских пунктов и амбулаторий в селах, где отсутствуют иные аптечные пункты;
- предметы религии и проведение религиозных обрядов — религиозными объединениями на предоставленных для таких целей земельных участках.
Не входят в круг льготных лиц продавцы лотерейных билетов, почтовых марок, а также владельцы вендинговых аппаратов.
Этапы введения закона
Закон после обсуждения с представителями предпринимательства приобрел поэтапный характер вступления в силу положений:
- вступление в юридическое действие — 1 января 2017 года;
- прекращение регистрации касс старого образца — 1 февраля 2017 года;
- переход на онлайн-кассы всех предпринимателей, реализующих алкогольные напитки — 31 марта 2017 года;
- переход на онлайн-кассы всех субъектов кассовой сферы — 1 июля 2017 года;
- использование новой системы выдачи БСО пользователями патента и «вмененки» — 1 июля 2019 года, перенесено до 1 июля 2019 года.
Помимо указанной уступки уже рассматривается вопрос о создании налогового вычета всем пользователям онлайн-ККТ, так как бизнес-субъекты вынуждены нести существенные расходы для соблюдения новых требований. Примерные издержки:
- переоборудование имеющейся машины — 5000 — 10 000 рублей;
- приобретение готовой онлайн-кассы — 25 000 — 40 000 рублей;
- инсталляция и настройка программного обеспечения — около 7000 рублей;
- договор с оператором фискальных данных — 3000 рублей в первый год соглашения, последующие повышение стоимости услуг может достигать 12 000 рублей;
- подключение к сети Интернет — до 5000 рублей.
В перечне не учтены расходы на техническое обслуживание аппарата, периодическую замену фискального накопителя.
Перечень ККМ, включенных в госреестр
Функции по ведению государственного свода зарегистрированных моделей кассовых машин возложена на ФНС. Основание — Постановление Правительства №506 от 2004 года.
Все предприниматели, приобретающие ККТ, должны ознакомиться с реестром и убедиться, что выбранная ими модель в нем зафиксирована. Реестр имеет два раздела — о кассовых аппаратах, используемых кредитными организациями в своей профильной деятельности, и прочих ККТ.
Файл действующего реестра размещен на портале ФНС www.nalog.ru.
Законодательство допускает использование предпринимателем модели кассы, не учтенной в реестре, если лицо представит ее для рассмотрения в отделении ФНС в Москве. После представления такой модели ФНС анализирует документы и саму машину в течение 120 дней, проверяя их на соответствие требованиям кассового законодательства.
Что нужно представить в такой ситуации:
- сам образец ККТ;
- заявление о добавлении модели в госреестр с указанием названия ККТ, названия поставщика этой модели и его реквизитов;
- технический паспорт аппарата;
- иные технические документы;
- фотографии модели в цвете — по 2 ракурсам (передняя левая и задняя правая);
- информация, отражаемая в печатаемом чеке, и сам образец чека.
Нарушение требований общего закона о ККТ №54 и в частности применение машин, которые не соответствуют утвержденным стандартам, либо использование ККТ без соблюдения норм закона — без регистрации, с нарушениями правил регистрации, отказ от чекового обслуживания клиентов, оборачивается наступлением ответственности согласно Кодексу об административных нарушениях, среди которых штрафы для физических предпринимателей, организаций, их должностных лиц, а также их дисквалификация на несколько лет.
Последние изменения законодательства относительно ККТ представлены в данном видео.
Источник: investim.info