Налог – финансовый инструмент, существующий уже давно в государстве. Появился он вместе с возникновением государства и создавался как основной источник дохода. Средства использовались для содержания власти и его материального обеспечения. Помимо налогов в госструктуре используются другие инструменты, но он считается самым первоочередным по доходности.
Налог – безвозмездный платеж как для физических, так и для юридических лиц. Основной ролью выступает фискальная система. Доход используется для удовлетворения интереса государства и общества в целом. При правильном использовании средств, поступающих за счет налогообложения, налог станет регулирующим механизмом в стране и социальном управлении.
Содержание
Правовые основы
Водный налог обеспечивает реализацию вида платности за использование водного ресурса через стимуляцию экономического механизма для рационального использования, а также для восстановления водного объекта в целом.
Связано это с тем, что пресный водный ресурс считается ограниченным и уязвимым, что не дает возможности его восстанавливать в ускоренном темпе.
Статистика в государстве говорит о том, что только 20% из всей воды, продаваемой на прилавках, соответствует нормам и гостам санитарии. И не в зависимости от использования водного ресурса, платеж является фискальным, но взимается он по–разному.
Оплата, вносимая для восстановления ресурса, совершается за изъятие воды в установленном порядке и лимите. Так же этот платеж идет за использование воды без изъятия, в том числе за сброс сточной воды в водные объекты и иные виды деятельности, связанные с водными ресурсами.
На данный момент в России взимается платеж за использование недр подземной воды, за сбор водного ресурса предприятиями, за сброс загрязняющих компонентов.
Правовая основа – действующие правовые акты и нормативные документы, а так же методические указания.
Плательщики и объект налогообложения
Устанавливается данный вид налогообложения в соответствии с главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Был введен в начале 2005 года. Ранее сбор назывался платой за пользование водными ресурсами.
Плательщиками в этом случае выступают все учреждения и физлица, которые осуществляют водопользование в соответствии с действующим законодательством. Без получения лицензии воспользоваться могут юридические лица при использовании ресурса без применения сооружений.
В случае использования специализированных технических средств действие признается специальным водопользованием. Обязательно требуется наличие лицензии.
Физические лица и организации, которые осуществляют изъятие водного ресурса на основании договорных отношений по предоставлению объекта использования и после принятия Водного кодекса, не являются плательщиками налога. За использование ресурса взимается платеж на основании статьи 20 Водного кодекса в размере, указанном в договоре.
Вынести такое решение может только правительство России или исполнительный орган в соответствии с 21 статьей Водного кодекса. Так же там описаны основные государственные органы, которые могут принимать решение о передачи права на управление.
Водный налог не уплачивается гражданами, чей договор заключен позже начала 2007 года.
Объектом налогообложения считается:
- Получение и дальнейшее использование акватории водного ресурса. Исключение – лесосплав в кошелях.
- Забор водного ресурса из объекта.
- Использование в качестве цели гидроэнергетики.
- Использование для цели сплава древесного ресурса в плотах.
Не признаются объектами:
- Подземные воды, которые содержат лечебный ресурс.
- Получение водного ресурса для обеспечения пожарной безопасности и дальнейшей ликвидации бедствий.
- Использование ресурса для нужд обороны государства и правительства.
- Использование воды для рыболовства.
- Использование ресурса для мониторинга объектов, а также гидрографической, топографической работы.
- Использование для дальнейшего строительства рыбохозяйственного или воднотранспортного, канализационного назначения.
- Использование ресурса для строительства баз отдыха, предназначенного для ветеранов, детей и инвалидов.
- Забор водного ресурса для сельскохозяйственного назначения, полива и водопоя.
- Использование акватории для рыбалки и охоты.
Налоговые и платежные база и периоды
Налоговая база соответствует виду использования и водному объекту. В случае применения нескольких ставок по одному виду объекта, база должна определяться к каждой ставке.
Налоговая база и платежная определяются в каждом субъекте Российской Федерации по-разному, исходя из количества природных ресурсов и дальнейшего их использования организациями.
Налоговым и платежным периодом становится срок – квартал.
Водный налог подлежит уплате не только гражданами Российской Федерации, но и иностранными лицами, которые подходят под условия использования. Они также обязаны предоставить налоговую декларацию по месту выдачи лицензии на пользование природными ресурсами.
Лицензии
Лицензию на использование водного ресурса должна получить организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие изъятие воды с помощью технических средств и сооружений. При отсутствии техники лицензия не обязательна к получению.
Если существует договор, подписанный после начала 2007 года, то лицензия так же не обязательна к получению. Исчисления налога происходит по действующему договору.
Ставки
Ставка по данному виду налогообложения установлена в соответствии с Налоговым кодексом в рублях за единицу базы налога, зависит от вида использования и устанавливается в соответствии району:
- Изъятия водного ресурса мира.
- Использовании акватории.
- В случае использования ресурса без изъятия воды.
- Сверх нормы – устанавливается в пятикратном размере. При отсутствии подтверждения квартального лимита – исчисление ¼ годовой суммы.
В случае изъятия ресурса:
- 1.01–31.12 месяца 2019 года – 122 руб. за 1000 кубических метров воды;
- 1.01–31.12 месяца 2019 года – 141 руб. за 1000 кубических метров воды;
- 1.01–31.12 месяца 2020 года – 162 руб. за 1000 кубических метров воды;
- 1.01–31.12 месяца 2021 года – 186 руб. за 1000 кубических метров воды;
- 1.01–31.12 месяца 2022 года – 214 руб. за 1000 кубических метров воды.
Предполагается, что налоговая ставка после 2026 года будет определяться в соответствии с показателями за прошлый год, умноженными на ставку водного налога на конкретный вид использования и на коэффициент, предполагающий фактическое изменение в годовом соизмерении.
Правительство и действующее законодательство никак не могут изменить ставки, которые определяются Налоговым кодексом. Общая сумма к уплате – сложение суммы налогообложения, исчисленной по всем объектам.
Порядок расчета и уплаты в 2019 году
В случае забора ресурса – объем воды, которая забрана из объекта за конкретный промежуток времени (налоговый период для исчисления). Определяется объем на основании показания прибора, измеряющего показатели. Отражается в журнале первичного учета, постоянно обновляемом.
В случае отсутствия такого прибора определение происходит в соответствии с временными показателями работы и производства тех. средств. Если и такой возможности нет, то определение производится на основании норм потребления.
В случае использования акватории ресурса, за исключением вышеперечисленных моментов, определение происходит за счет площади предоставленной территории. Просматривается пространство по имеющееся лицензии. Если таковой документ отсутствует, то определяется на основании технической документации.
Если используется вода без дальнейшего изъятия, то определяется количеством электроэнергии за отчетной период.
В случае использования ресурса для сплава – произведение объемов древесного объекта за конкретный период и расстояние сплава в км., все это деленное на 100.
Например, учреждение действует на основании выданной лицензии на изъятие воды для нужд производства. Изъятие производится из скважин, которые находятся в бассейне реки Печора. Там поставлены приборы, которые измеряют объем ресурса.
Квартальный лимит на использование – 320 000 кубических метров. За первый квартал учреждение забрала 360 000 кубических метров. Нужно рассчитать сумму за первый отчетный период 2019 года.
Получается, что предприятие собрало несколько больше ресурса. Сверхлимитный объем составляет:
360 000 – 320 000 = 40 000 кубических метров.
По объему – в случае отсутствия сверх лимита, сумма складывается из нескольких составляющих:
320 000 кубических метров * 300 рублей * 1,75 / 1000 = 168 000 рублей, где
320 000 кубических метров – в рамках лимита;
300 рублей – ставка в соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 333.12 Налогового кодекса;
1,75 – коэффициент к ставке в 2019 году.
По объему – в случае наличия сверх лимита:
40 000 кубических метров * 300 рублей * 1,75 * 5 / 1000 = 105 000 рублей, где:
40 000 кубических метров – сверх лимит;
300 рублей – ставка в соответствии с подпунктом 1, п. 1 ст. 333.12 НК;
1,75 – коэффициент к ставке в 2019 году;
5 – коэффициент при сверх лимите.
Из вышесказанного можно посчитать, что за первый отчетный период года компания должна оплатить в государственный бюджет:
168 000 + 105 000 = 273 000 рублей.
Сроки
Платежи по налогообложению должны быть уплачены не позднее 20 числа, следующим за отчетным периодом, то есть не позднее 20.04, 20.07, 20.10, 20.01.
Сумма налогообложения исчисляется самостоятельно налогоплательщиком. Для основания берется произведение налоговой базы и ставки, соответствующей ей. К уплате – сумма, полученная в сложении полученного налога, который исчислен по всем объектам налогообложения.
Отчётность и льготы
Отчетностью по налогообложению становится декларация по налогам. Декларация подается в налоговую организацию, находящуюся на территории пребывания объекта. Документ подается в срок, установленный действующим законодательством. Крупные налогоплательщики приносят документы по месту учета в соответствии с действующей статьей 83 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Уплата водного налога не подразумевает дополнительные скидки для льготников.
Ответственность за налоговые нарушения
Ответственность за налоговые нарушения и неуплату оговаривается в Налоговом Кодексе, а также в Уголовном. Именно эти два законодательных акта говорят обо всех нюансах в отношении правонарушителей.
За уклонение или несвоевременное внесение денежных средств предусмотрена ответственность:
- Налоговая, которая несет только финансовый характер. Это позволяет покрывать ущерб государственного бюджета. Отражается применение таковых санкций в 122 статье Налогового кодекса. Неуплата налогов карается в этом случае пени и штрафами.
- Уголовная подразумевает компенсацию причиненного вреда перед обществом. Например, это может быть санкция административная – солидный штраф, уголовная – ограничение прав и свобод. Регулируются такие действия статьями 199 и 198 Уголовного кодекса.
В любом случае гражданин, не выполнивший свои обязательства по уплате налогов, обязан оплатить штраф в размере 20% от стоимости недоимки. При этом данная компенсация не освобождает его от уплаты основного долга по налогу. Если происходит умышленное укрытие от уплаты – штраф увеличивается до 40%.
В основном такие штрафы применяются при некорректном заполнении декларации. В остальных случаях, например, за просрочку или неуплату, к должнику применяются санкции в виде недоимки и пени.
Уголовная ответственность за неуплату налогов наступает только при получении информации о крупной недоимке. К уголовной ответственности могут привлечь человека, который:
- не предоставил документ за отчетный период, что повлекло за собой дальнейшую неуплату долговых обязательств;
- специальное уклонение от исполнения обязательств, которые связаны с удержанием платы налогов и перечисления их в государственный бюджет;
- утаивание недвижимости и имущества организаций, которое может быть использовано для взыскания налогов.
Полная сумма задолженности позволяет налогоплательщика привлечь к ответственности. Конечно все это в рамках законов и в соответствии со сроком исковой давности. В случае объема крупной недоимки гражданину грозит ответственность, если долг составит для физических лиц – 1,8 миллионов рублей, для юридических – 6 миллионов.
Физические лица понесут наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 – 300 000 рублей. В некоторых случаях возможно лишение свободы сроком до года.
Если это юридические лица, то санкции аналогичные. Дополнением здесь становится запрет на получение руководящих должностей в течение конкретного времени.
КБК
Для перечисления водного налога применяется следующий КБК – 182 1 07 03000 01 1000 110.
При перечислении пени по водному налогу КБК следующий – 182 1 07 03000 01 2100 110.
При перечислении средств для уплаты штрафа по водному налогу – 182 1 07 03000 01 3000 110.
Особенности регионального законодательства
Платеж взимается на федеральном уровне. На территории России действует Водный кодекс, который устанавливает платеж за использование ресурсов. Включены туда платежи по водному налогу и оплата для восстановления водного ресурса в последующем. Водный налог считается платой за право воспользоваться ресурсом, а не платой за сами ресурсы.
Оплата за использование начисляется в бюджет различного уровня в соответствии с действующими нормативными актами. В Федеральный бюджет должно зачисляться не менее 40%, а в бюджет иных государственных субъектов – 60%.
Налогообложение водных объектов – нестабильная система, которая подразумевает изменение стоимости в зависимости от уровня инфляции и способов использования природного ресурса. Для исчисления налога в соответствии с законодательными нормами стоит привлечь квалифицированного сотрудника, который корректно заполнить налоговую декларацию. Иначе, при любом некорректном заполнении налогоплательщик понесет финансовые убытки.
Информация по водному налогу и другим важным вопросам налогообложения представлена в данном выпуске.
Источник: investim.info