Причины снижения рентабельности активов

Рентабельность активов отражает эффективность оперативной деятельности предприятия и использования инвестированного капитала. Поэтому падение данного показателя является тревожным сигналом для собственников бизнеса.

Причины снижения рентабельности активов

Понятие рентабельности активов и причины ее снижения

Рентабельность активов — показатель, позволяющий оценить результаты основной деятельности компании. Он показывает отдачу, которая приходится на каждый рубль активов, независимо от источников их формирования. Рассчитывается он как отношение чистой прибыли к активам предприятия.

Более глубокую картину формирования данного показателя позволяет получить интегральный финансовый анализ. Применительно к эффективности использования активов компанией чаще всего применяется система финансового анализа, разработанная фирмой «Дюпон». Она предполагает разложение формулы рентабельности активов на несколько показателей.

Согласно модели, коэффициент рентабельности активов рассчитывается как рентабельность продаж, умноженная на оборачиваемость активов. В данной формуле рентабельность продаж равна отношению чистой прибыли к выручке, а оборачиваемость — отношению выручке к активам.

Использование модели Дюпона делает очевидным две причины падения рентабельности активов — снижение рентабельности продаж и уменьшение оборачиваемости. Рассматривая данные показатели в динамике, можно определить какой из них привел в конечном итоге к падению рентабельности активов.

Анализ показателей рентабельности активов позволяет выявить проблемные точки в бизнесе и разработать пути по их разрешению.

Пути повышения рентабельности активов

Основной причиной падения рентабельности продаж (и, соответственно, рентабельности активов) является увеличение себестоимости производимой (продаваемой) продукции. В данной ситуации компании необходимо акцентировать собственные усилия на повышении эффективности управления затратами. В частности, определить наиболее весомые составляющие себестоимости продукции и выявить возможные пути их сокращения. Это, например, поиск новых поставщиков сырья, сокращение энергетических затрат путем внедрения энергоэффективных технологий и пр.

Также стоит разделить затраты в структуре себестоимости на постоянные и переменные и рассчитать точку безубыточности. Возможно, необходимо провести детальный анализ ассортиментной матрицы и изменить номенклатуру выпускаемой продукции.

Другой причиной падения рентабельности активов может являться падение объема продаж. Это сказывается на росте себестоимости продукции вследствие увеличения в ней доли накладных расходов. Если было выявлено, что основным негативным факторов стало именно падение объема продаж, компания должна акцентировать свое внимание на маркетинговой, ценовой и ассортиментной политике. В частности, необходимо оценить собственные конкурентные позиции на рынке по указанным направлениям.

Увеличить рентабельность активов можно и путем уменьшения оборотных средств или постоянных активов. Достигнуть данной цели возможно путем продажи неэффективного оборудования или уменьшения непроизводственных активов; снижения сырьевых запасов и незавершенного производства; а также уменьшения дебиторской задолженности. Конечно, при этом стоит учитывать ликвидность активов, чтобы не нарушить баланс между оборотными средствами и возможностью расплатиться с кредиторами.

В связи со сложившейся ситуацией на мировом рынке и нестабильностью экономики в целом собственники уделяют все большее время анализу деятельности своих предприятий. С помощью такого анализа можно объективно оценить платежеспособность компании, эффективность и доходность ее деятельности, а также перспективы развития. Для сокращения издержек и управления фирмой наиболее эффективными являются показатели рентабельности.

Причины снижения рентабельности активов

Наиболее существенным показателем, который вы можете рассчитать при оценке рентабельности бизнеса, является рентабельность собственного капитала. Собственники предприятия получают рентабельность своих инвестиций в виде вкладов в уставный капитал. В обмен на это они имеют права на соответствующую долю прибыли. Поэтому, с точки зрения собственников, рентабельность капитала является наиболее важным показателем деятельности компании, поскольку она характеризует размер прибыли, которую получит владелец с каждого рубля вложенных средств.

Еще одним показателем, характеризующим эффективность деятельности предприятия, является оборачиваемость активов. Он отражает, сколько раз за период оборачивается капитал, вложенный в активы компании. Данный показатель характеризует интенсивность использования всех активов, независимо от источников их образования. Кроме того, оборачиваемость активов показывает, какую часть выручки предприятие получает с каждого рубля средств, вложенных в активы. Увеличение этого показателя говорит о более эффективном их использовании.

В качестве главного индикатора эффективности деятельности предприятий, имеющих относительно небольшие объемы основных средств и собственного капитала, используйте рентабельность продаж. Она определяется как отношение прибыли от реализации продукции (операционной прибыли) к объему продаж (выручке) за определенный период. Рентабельность продаж показывает, какую сумму чистой прибыли получает фирма с каждого рубля проданной продукции, или сколько средств остается в ее распоряжении после покрытия себестоимости, уплаты налогов и процентов по кредитам.

Для оценки эффективности оперативной деятельности вы можете применять показатель рентабельности активов. Он является основным производственным показателем, отражающим эффективность использования вложенных средств. Рентабельность активов определяется как отношение величины чистой прибыли и средней стоимости активов за определенный период. Она зависит от двух факторов: прибыльности продаж и оборачиваемости активов.

Видео по теме

Рентабельностью называется показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Рентабельность отражает конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности, поскольку величина этого коэффициента характеризует соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Причины снижения рентабельности активов

Определите прибыль от реализации продукции за анализируемый период. Обычно он рассчитывается по итогам работы за каждый квартал и за год.

Подсчитайте сумму затрат на производство и реализацию продукции. Эти данные отражаются в «Отчете о прибылях и убытках» организации.

Вычислите показатель рентабельности производства по формуле – Р=П/(Зп +Зр), где:
— П — прибыль от реализации продукции,
— Зп — затраты на производство продукции,
— Зр — затраты на реализацию продукции.
Полученный коэффициент показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию.

Рассчитайте по этой формуле рентабельность по каждому подразделению предприятия и по видам продукции. Исходные цифры для расчета берутся по данным аналитических счетов бухгалтерского учета.

Подсчитайте рентабельность производства по плановым данным за год и поквартально. Вычислите рентабельность производства за предыдущий период. Приведите показатели за предыдущий период к сопоставимому виду, умножив их на индекс роста цен.

Сравните полученные коэффициенты рентабельности. Чем больше будет прибыль реализованной продукции, тем выше рентабельность производства и выше экономическая эффективность производственной деятельности предприятия.

Изучите, какие факторы оказали влияние на показатели рентабельности предприятия в целом и отдельно взятых подразделений. Определите, за счет каких резервов можно повысить рентабельность производства предприятия и подразделений: за счет повышения темпа роста прибыли, или за счет снижения темпов роста расходов на производство и реализацию продукции.

Проанализируйте также факторы, оказавшие влияние уровень рентабельности по каждому виду продукции. Данный анализ позволит выявить неэффективность работы некоторых подразделений или неэффективность производства некоторых видов продукции.

Видео по теме

Обратите внимание
Считается, что нормальный уровень рентабельности промышленного производства должен находиться в пределах 20-25%.