В данной статье будет рассмотрен бизнес на открытии кальянной. Бизнес далеко не однозначный в нашей стране с разных точек зрения, в том числе и с экономической. Нас будут интересовать в первую очередь различные аспекты организации производства: юридические, рисковые, культурологические, в конечном итоге выливающиеся в экономические.
В условиях тенденции к распространению здорового образа жизни можно бизнес-план кальян бара составлять скорее исходя из остаточных социально-инертных процессов. Рассматривать маркетинг кальянной, как спекулирование на создании привлекательного образа, не совсем корректно. В длительной перспективе при этом риски вероятностно будут только возрастать. По нашему мнению, риск длительного бизнеса на кальянной – высокий, с другой стороны на данный момент бизнес быстро окупаемый при условии нахождения ниши. Рассмотрим более подробно.
- Характерные особенности бизнеса
- Ограничение законодательства
- Документы
- Виды кальянных
- Целевая аудитория
- Помещение и оборудование
- Месторасположение
- Персонал
- Конкуренция
- Маркетинг
- Финансовый план
Содержание
- 1. Несколько слов о кальянах
- 2. Вред кальянокурения
- 3. «Польза» кальянокурения
- 4. Характерные особенности бизнеса
- 5. Ограничение законодательства
- 6. Документы
- 7. Виды кальянных
- 8. Целевая аудитория
- 9. Помещение и оборудование
- 10. Месторасположение
- 11. Персонал
- 12. Конкуренция
- 13. Маркетинг
- 14. Финансовый план
Несколько слов о кальянах
Прежде чем рассмотреть вопрос, как открыть кальянную, рассмотрим, что же собой представляет само кальянокурение. В первую очередь нужно уяснить, что кальянокурение – это вредно для здоровья. Об этом можно умалчивать в рекламных целях, но для себя представлять необходимо. Разговор, о полезности всего в меру, здесь неприменим. Мера яда – в его отсутствии. Речь идёт о подавляющем большинстве людей. Если имеются какие-либо исключения, то они крайне редки.
Вред кальянокурения
Медики выявляют несколько факторов вредного воздействия кальянокурения на организм:
- Никотин. При правильном использовании и хороших табаках менее вреден по сравнению с сигаретами;
- Смолы. Воздействие смол более сильное по сравнению с сигаретами. В случае использования безникотиновых смесей выделяется ещё большее количество смол. А длительность курения по сравнению с сигаретами только утяжеляют этот фактор;
- Дым. Дышать длительное время любыми продуктами сгорания, содержащими помимо смол углекислый газ, тяжёлые соединения и изрядную долю таблицы химических элементов, не приносит пользу здоровью;
- Гигиена. Недостаточная санитарная обработка кальянов в общественных местах может приводить к распространению заразных заболеваний;
- Добавление спиртных напитков. Спиртные напитки, добавляемые в кальян, лишь способствуют усилению вредного воздействия перечисленных факторов.
Этого достаточно, чтобы не питать иллюзий относительно пользы кальянокурения. Ещё один миф – расслабление, снятие стресса. Достаточно будет предположить, что имеются другие способы снятия стресса, которые к тому же не оказывают вредного воздействия на организм. Впрочем, расслабление и снятие стресса с помощью любого курения – вопрос спорный и выходящий за рамки данной статьи.
«Польза» кальянокурения
Тем не менее, имеются замечания, по которым кальянокурение рассматривается в положительном аспекте. Факторы, обуславливающие положительный аспект кальянокурения, – привыкание и социокультурные.
На данный момент имеется достаточно много курящих людей, для которых бросание курить может привести к негативным последствиям. Именно этой группе «показано» курение, в том числе и кальяна.
В социокультурный аспект входит снятие внутренней напряжённости в определённых социальных группах при посредстве химических воздействий с ритуально-культовыми составляющими. К сожалению, данное до сих пор культивируется в обществе, что с одной стороны связано с социальной инертностью, с другой с заинтересованностью тех или иных субъектов. Ритуал работает скорее как психотерапия, чем химиотерапия, тем не менее, мифология тут непосредственно переплетена с психикой и простой запрет приведёт только к ещё большему увеличению внутренней напряжённости. Для понимания процессов достаточно.
Характерные особенности бизнеса
Перед рекомендациями для составления готового бизнес-плана кальянной рассмотрим особенности данного вида бизнеса. Часть особенностей проистекает от обозначенных в предыдущем пункте особенностей кальянокурения.
Ограничение законодательства
По закону курение в общественных местах запрещено. Поэтому совмещать «в лоб» кальянную с другими видами баров по закону нельзя. Здесь допустимы два варианта:
- Кальянная без других услуг. Т.е. кальянная будет оформлена, как место, специально отведённое для курения. В этом случае оказание каких-либо других услуг законодательство запрещает;
- Безникотиновая кальянная. По законодательству запрещено табакокурение в общественных местах. Поэтому можно предлагать услугу кальяна в любых барах в случае использования различных безниконитовых курительных смесей.
Организация кальянной подлежит в соответствии с законом № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака». В нём прописаны не только ограничения по внутреннему наполнению, но и оговаривается месторасположение, продажа несовершеннолетним лицам.
Документы
Раз речь зашла о законодательстве, сразу рассмотрим документы, необходимы для открытия кальянной. Лицензирования эта деятельность не требует. Но необходимы сертификаты на товар, а также может потребоваться лицензия на спиртные напитки, если планируется их продажа. Для организации форма собственности достаточна ИП.
Потребуются следующие документы:
- пакет учредительной документации (в зависимости от выбранной формы собственности);
- сертификаты на курительные смеси;
- лицензия на торговлю алкоголем (если планируется продажа алкоголя);
- разрешительная документация от пожарных, СЭС;
- пакет внешней документации (договора аренды, подряда, поставки и т.д.);
- пакет внутренней документации (организационная, аналитическая документация).
Виды кальянных
Для удобства рассмотрения можно предложить следующую классификацию:
- самостоятельный кальян-бар;
- дополнительная кальян-комната;
- дополнительная услуга кальяна.
В первом случае это может быть формат либо большого отдельного специализированного кальян-бара. В этом случае посещаемость для достижения окупаемости по оценкам специалистов должна быть не менее 50 человек в день. Либо формат небольшой, уютной кальянной комнаты на 4-5 человек. В этом случае всё зависит от места размещения данной комнаты, предпочтительно где-то поблизости с крупным рестораном, местами массового отдыха.
Близко к небольшой кальянной на 4-5 человек дополнительная кальян-комната в имеющемся ресторане. Выделение отдельной комнаты требуется в первую очередь для соблюдения законодательства об ограничении табакокурения.
Дополнительная услуга кальяна также возможна в действующем ресторане. При этом в общем зале предлагается кальянокурение безникотиновое.
Целевая аудитория
Ориентироваться при организации кальянного бизнеса необходимо на:
- Курящих. Экзотическая курительная комната;
- Элиту. Помимо экзотики, создание определённой восточной атмосферы.
Помещение и оборудование
Созвучно с целевой аудиторией и оформление помещения. Для создания эффекта восточной экзотики потребуется соответственный антураж помещения: ковры, подушки, мягкие кресла и прочее. Необходимая атрибутика также звуковое сопровождение.
Сами кальяны и оборудование для них представлены в достаточно большом разнообразии. Средняя цена на комплект варьируется от 3 до 5 тыс.рублей.
Помимо этого помещение должно быть оборудовано хорошей вентиляцией и кондиционированием. Не лишним будет и противопожарное оборудование.
Размер помещения зависит от формата предполагаемой кальянной. В отдельной кальянной должны быть предусмотрены подсобные помещения. Большие помещения необходимо разделять на отдельные зоны для клиентов на 4-6 человек. Площадь таких зон 10-15 кв.метров.
Месторасположение
Желательно в непосредственной близости от торгово-развлекательных комплексов. Крупные самостоятельные кальян-рестораны имеет смысл открывать при выявлении значительного спроса на данную услугу. Предположительно такой спрос может быть в кварталах, населённых по преимуществу восточными народностями. Хотя и в этом случае рекомендуется проводить серьёзное маркетинговое исследование.
Персонал
Бизнес-план кальянной с расчётами включает расходы и требования к персоналу. В приличных кальянных это одна из основных статей расходов. Организация хорошей кальянной выдвигает повышенные требования к персоналу.
В первую очередь это качается кальянщика. Он должен хорошо разбираться в табаке, курительных смесях, различать их качество, уметь составлять необходимые пропорции и прочее. Зачастую клиенты-ценители ходят к мастеру, а не в помещение.
Затем кальянная подразумевает создание определённой атмосферы, восточного колорита. А это подразумевает организацию работы всего прочего персонала: официантов, танцовщиц и других.
Конкуренция
Конкуренция среди кальянных по оценкам специалистов у нас в стране достаточно низкая. Обусловлено их небольшой распространённостью, что в свою очередь объясняется культурными традициями и активной борьбой государства с табакокурением. Поэтому на открытие кальянной, скорее всего, фактор конкуренции будет влиять незначительно. Естественно при этом необходимо будет озаботиться наличием подобных заведений поблизости. Если таковые обнаружатся, имеет смысл рассмотреть открытие кальянной в другом месте.
Маркетинг
Подготовка в кальянной бизнес-плане расписанного маркетинга требует выделить рекламный план и план по развитию бизнеса. Для большого кальян-ресторана это будет достаточно объёмный документ.
Для небольших кальянных комнат вполне достаточно в рекламном плане:
- объявления и вывески;
- включение услуги в список услуг базового ресторана.
План по развитию бизнеса в случае небольших дополнительных услуг можно не прорабатывать.
Для самостоятельных кальян-ресторанов потребуется помимо рекламных плакатов:
- реклама в СМИ;
- работа с интернетом (сайт, объявления, заказ услуг);
- участие в различных мероприятиях.
В плане работы по развитию бизнеса:
- система бонусов и скидок;
- преференции постоянным клиентам;
- работа с профильными учреждениями (ресторанами, барами, крупными предприятиями).
Финансовый план
Хочешь, чтобы тебя бесплатно научили зарабатывать от 200 000 руб/мес., продавая товары из Китая? Боишься, что ничего не получится, ничего в этом не понимаешь? Ну что же, наш обучающий вебинар бесплатный – ты в любом случае ничего не теряешь. Потраченное время? Всего лишь 3 часа. Каждый день ты тратишь больше на бесполезный шлак из интернета. Твои выгоды очевидны, отговорок быть не может. Мы тебя ждем: ссылка
Окупаемость кальянной комнаты достаточно быстрая, как дополнительной услуги к базовому заведению, либо при договорённости с каким-либо заведением. В случае отдельного кальян-ресторана требуется тщательный просчёт и анализ. Приведём пример калькуляции небольшой дополнительной кальянной комнаты.
Арендуемая в ресторане комната 15 кв.метров. Персонал: 1 кальянщик.
Начальные затратыСуммаОбустройство интерьера помещения20 – 50 тыс. руб.Мебель и оборудование40 – 60 тыс. руб.Другие расходы20 – 30 тыс. руб.Итого80 – 140 тыс. руб.Ежемесячные затратыСуммаАренда5 – 10 тыс. руб.Фонд заработной платы15 – 20 тыс. руб.Расходные материалы5 – 10 тыс. руб.Итого25 – 40 тыс. руб.
Доходы. Оценить уровень доходов весьма сложно. Оценочные показатели начинаются от 15 тыс.рублей в месяц. При таком уровне дохода организация кальянной комнаты может быть только, как самостоятельное расширение базовых услуг, т.е. из расходов нужно исключить фонд заработной платы. При большом потоке клиентов и выручке от 30 до 50 тыс.рублей в месяц можно говорить о самостоятельном бизнесе.
Чистый доход и в том и в другом случае можно оценить в 5 – 10 тыс.рублей в месяц. Или окупаемость от 0,5 до 1 года.