Все затраты предприятия разделяются на переменные и постоянные. Их основное отличие заключается в том, что одни изменяются при увеличении производственного объема, а другие — нет. Однако постоянные и переменные затраты включают в себя расходы, касающиеся выпуска продукции и ее реализации. При прекращении производственной деятельности часть расходов пропадает и становится равной нулю. Рассмотрим, что переменные затраты включают в себя. Пример издержек также будет приведен в статье.
Содержание
Состав расходов
Переменные затраты включают в себя:
Переменные затраты включают в себя также некоторые налоги: НДС, акцизы, отчисления по УСН, ЕСН с премий.
Цель расчета
За каждым коэффициентом, показателем или понятием необходимо видеть их экономический смысл. Если говорить о целях предприятия, то их, в общем-то, две: уменьшение расходов или увеличение дохода. При обобщении этих понятий возникает рентабельность (прибыльность) компании. Чем выше будет этот показатель, тем устойчивее будет финансовое положение фирмы, появится больше возможностей привлечь дополнительные заемные средства, расширить технические и производственные мощности. Предприятие в этом случае может увеличить собственную стоимость на рынке, усилить инвестиционную привлекательность. Разделение расходов предприятия применяется в управленческом учете. Менеджерам компании необходимо знать, что переменные затраты включают в себя. Строки, по которой отражается эта группа расходов, в бухгалтерской отчетности нет. Определение величины этих издержек в общей структуре позволяет провести анализ деятельности компании. Руководство, зная, что переменные затраты включают в себя, по балансу расходов и доходов получает возможность рассмотреть разные управленческие стратегии увеличения прибыльности компании.
Производственный и реализационный объем
Чтобы лучше понять, что переменные затраты включают в себя, следует рассмотреть их разделение в зависимости от тех или иных признаков. По объему производства и реализации выделяют:
Как снизить расходы?
В качестве одного из вариантов уменьшения переменных затрат выступает применение «эффекта масштаба». Он появляется при увеличении производственного объема и переходе от серийного к массовому изготовлению продукции. По графику «эффекта масштаба» видно, что при повышении размера выпуска достигается определенная точка. В ней зависимость между величиной расходов и производственным объемом становится нелинейной. Вместе с этим темп, с которым происходит изменение переменных затрат, ниже, чем интенсивность роста выпуска/реализации товара. К причинам появления такого эффекта относят:
Статичный показатель
По этому признаку расходы разделяют на:
Общие переменные затраты включают в себя все расходы, относящиеся к данной категории по всей номенклатуре товаров. К средним относят издержки на 1 ед. продукции или группу изделий.
Финансовый учет
Осуществляя учет, выделяют:
Отношение к процессу
По этому критерию выделяют переменные издержки производственного и непроизводственного типа. Первые относятся к процессу выпуска продукции непосредственно. Такие переменные затраты включают в себя расходы на материалы, сырье, энергию, топливные ресурсы, зарплату рабочим и так далее. Непроизводственные издержки напрямую не касающиеся выпуска продукции. К ним относят, например, расходы на транспортировку, комиссии агентам и прочие управленческие и коммерческие затраты.
Расчет
Формула выглядит так:
— Переменные расходы = Издержки на сырье + материалы + топливо + электроэнергия + премиальные к з/п + % от реализации.
Также показатель можно рассчитать следующим образом:
— Переменные издержки = валовая (маржинальная) прибыль — постоянные расходы.
Точка безубыточности
Рассмотрим роль переменных затрат при ее определении. Точка безубыточности напрямую зависит от этих издержек. При достижении компанией определенного производственного объема наступает момент равновесия. В этой точке величина убытков и прибыли совпадает. Чистый доход при этом равен 0, а маржинальный — постоянным затратам. Эта точка показывает минимальный критический производственный уровень, на котором предприятие считается рентабельным. Задача компании — сформировать зону безопасности и создать такой уровень выпуска и реализации продукции, которым обеспечивалась бы максимальная удаленность от момента безубыточности. Чем предприятие будет дальше от этой точки, тем выше его финансовая устойчивость, рентабельность, конкурентоспособность. При увеличении переменных расходов эта точка сдвигается.
Важный момент
Рассмотренная выше модель обычно оперирует линейными связями между производственным объемом и прибылью/расходами. На практике эти зависимости зачастую нелинейные. Такая ситуация обусловлена тем, что на размер выпуска продукции оказывает влияние ряд факторов. К ним относят:
- Сезонность спроса.
- Применяемые технологии.
- Деятельность конкурентов.
- Налоги.
- Макроэкономические показатели.
- «Эффект масштаба».
- Субсидии и прочее.
Чтобы обеспечить точность модели, ее нужно применять в краткосрочном периоде относительно товаров с устойчивым спросом.