В данной статье будет рассмотрена тема принципов местного самоуправления (МСУ) как основного признака демократического государства. Права граждан по регулированию территориальной организации закреплены, прежде всего, в Конституции, а также в Европейской хартии. Основные принципы обозначены в законе № 131-ФЗ, регулирующем предмет организации самоуправления муниципалитетов. Данные нормативные документы являются правовой основой местного самоуправления.
Содержание
- 1. Обозначение понятия
- 2. Вопросы, которые решаются путем МСУ
- 3. Что такое муниципальное образование?
- 4. Виды муниципальных образований в России
- 5. Положения МСУ, закрепленные Конституцией
- 6. Положение по организации МСУ по федеральному закону №131-ФЗ
- 7. Принцип инициативности при решении гражданами вопросов местного уровня
- 8. Принцип обособленности и/или взаимодействия органов МСУ с органами государственной власти
- 9. Принцип многообразия форм МСУ
- 10. Принцип гарантии МСУ на судебную защиту
- 11. Принцип материально-технического и правового обеспечения МСУ
- 12. Принцип ответственности должностных лиц перед жителями
- 13. Принцип соблюдения прав и свобод
- 14. Принцип законности организации МСУ
- 15. Принцип гласности МСУ
- 16. Принцип исследования, учитывания обычаев и традиций в организации МСУ
Обозначение понятия
Что представляет собой российское местное самоуправление? Это некая деятельность граждан поселений или городов РФ по решению задач местного значения, которая реализуется под их ответственностью. Данные права являются конституционно-установленными. Осуществляется местное самоуправление напрямую гражданами или через местные органы управления, в соответствии с историческими, культурными и другими местными традициями и нормами.
Вопросы, которые решаются путем МСУ
Какие вопросы решаются в масштабе территориального управления? К ним относят проблемы жизнедеятельности населенного пункта, или как его еще можно обозначить — муниципального образования. Проще говоря, это решение вопросов, которые улучшают или способствуют повышению уровня жизни населения, устраняют его проблемы.
Что может быть причиной обращения граждан в органы местного самоуправления? Это может быть, допустим: отключение горячего или холодного водоснабжения; во дворе нет детской площадки; на стене жилого многоквартирного дома обнаружилась огромная трещина; на улице полно мусора; незакрытые люки перед подъездом — все эти и многие другие вопросы решаются путем местного самоуправления. Перечень таких вопросов указывается в Уставе муниципального образования, который является основным правовым актом местного самоуправления.
Что такое муниципальное образование?
Российская Федерация, исходя из наименования, — это государство федеративное. В состав РФ входят многие субъекты — края, республики, автономные округа, также насчитывается три федеральных города, которые являются отдельными субъектами — помимо Москвы и Санкт-Петербурга, с 2014 года в их состав также включен Севастополь. Всего в России на 2018 год действует 85 субъектов.
Вертикаль управления по догмам Конституции осуществляется по трем ступеням — федеральной, субъектной (государственной) и местной (муниципальной). Если на уровне федерации или субъекта осуществляется государственная власть, то на муниципалитетах отдельная ветвь — местное управление. В этом основное их различие.
Муниципальным образованием можно назвать территориальную единицу, в которой присутствует некая автономия, где жители самостоятельно решают свои вопросы или обращаются в местные административные органы. Неотъемлемыми атрибутами муниципальных образований являются выборные органы, бюджет муниципалитета и муниципальная собственность.
Виды муниципальных образований в России
Как было сказано выше, вертикаль управления делится на федеральную, в компетенции отдельного субъекта и местную. Законом 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления…», принятого 6 октября 2003 года, на муниципальном уровне выделяется несколько видов образований (МО). Всего их пять:
Определенные поправки были введены федеральным законом № 136-ФЗ в 2014 году, а точнее — были установлены новые виды муниципалитетов:
Положения МСУ, закрепленные Конституцией
Принципы управления «на местах» определяются конституционно, а также законом федерации № 131-ФЗ. В Основном законе российского государства — Конституции — аспектам по организации МСУ выделена отдельная глава номер 8. Это значит, для прав и принципов местного самоуправления в Российской Федерации признан общеобязательный и нормативный характер.
В статье 12 Конституции регламентировано, что в России гарантируется и признается власть на муниципальном уровне. Также муниципалитетам предоставлена инициатива самим решать некоторые вопросы в пределах их компетенции. Органы власти на муниципальном уровне не входят в общую вертикаль государственной власти.
Рассмотрим подробнее главу 8, включающую 4 статьи о правилах организации российских муниципалитетов — с 130 по 133. Так, в статье 130 указано, что местное самоуправление решает, как использовать, владеть и распоряжаться муниципальной собственностью. Граждане муниципальных образований могут решать эти вопросы путем референдумов, выборов и прочих форм голосований, обращаясь в выборные и другие органы.
В статье Конституции 131 учитывается, что управление на местном уровне реализуется с учетом исторического уклада и традиций. Население решает, какова будет структура административных учреждений их муниципалитета. Кроме того, перемена границ муниципальных поселений должна осуществляться с учетом мнения жителей этих территорий.
Исходя из информации, указанной в статье 132, административные органы МСУ уполномочены формировать и исполнять бюджет муниципалитета, устанавливать налоговые платежи, вести общественный порядок и решать другие задачи. Административные органы могут выполнять некоторые государственные полномочия, которые, однако, реализуются под контролем государства.
И наконец, в статье 133 регламентируется право МСУ на судебную защиту, возникающее вследствие ограничений прав муниципалитетов, установленных конституционно и посредством федеральных законов.
Положение по организации МСУ по федеральному закону №131-ФЗ
Основной закон федерации, регулирующий деятельность муниципальной власти, — это 131-ФЗ. Данный нормативный акт сформирован в соответствии с положениями Конституции и определяет все принципы по организации МСУ в России. Это нормы территориальных положений, организационные и экономические аспекты. Они закреплены государством, а значит, имеют гарантии их исполнения. В законе не перечислены какие-то определенные положения, но выделена глава — «Принципы территориальной организации местного самоуправления». Данная глава регулирует вопросы по перемене границ, упразднения поселений или их создания.
В общем понятии, к принципам местного самоуправления относят некую совокупность базовых характеристик, законодательно установленных. В соответствии с ними, население решает различные вопросы муниципалитета, в котором они проживают. Например, решает вопросы местного значения, проводит референдумы, сходы граждан. Систематизируя нормативные положения, закрепленные в Конституции и федеральном законе, можно обозначить несколько основополагающих правил. Рассмотрим их далее.
Принцип инициативности при решении гражданами вопросов местного уровня
Как было сказано, в границах муниципальных образований население принимает непосредственное участие в решении вопросов. Каким же образом жители решают интересующие их вопросы, голосуют ли они? Население реализует свои права через референдумы, выборы и другие формы местного самоуправления, являющиеся непосредственными способами их волеизъявления.
В пределах своих полномочий управление «на местах» является самостоятельным. Органы власти муниципалитетов — это не органы государственной власти. Жители муниципальных образований сами решают, какая будет структура их органов власти, как они будут называться и какая у них будет организационная форма. Также законодательно установлено, что муниципалитеты финансово и экономически самостоятельны.
Принцип обособленности и/или взаимодействия органов МСУ с органами государственной власти
Органы местного управления взаимодействуют с органами государственных аппаратов при решении общих задач и функций. Так как муниципальная власть относится к публичной ветви, их административные органы кооперируются с органами государства, а также с другими муниципальными образованиями; в гражданском обороте они действуют в своих интересах и от своего имени.
Между муниципальными образованиями не должно быть вертикальной иерархии. Должностные лица, осуществляющие свои полномочия в муниципальном поселении, не состоят в государственной службе.
Принцип многообразия форм МСУ
Чем обусловлен данный принцип? Прежде всего, различные формы МСУ определяются федеративным устройством государства, ведь в стране очень много субъектов. В каждой административно-территориальной единице установлены свои культурные, бытовые, исторически обусловленные особенности.
Как было приведено выше, законом установлено, что существует несколько различных форм муниципальных образований и типов поселений — это и городские округа, и сельские поселения. По отдельным территориям муниципалитеты имеют различную плотность населения, свою специфику и колорит.
Принцип гарантии МСУ на судебную защиту
Жители, которые проживают на территории муниципальных образований, а также должностные лица и органы местной власти могут представить в суд, например, арбитражный суд определенные иски. Данный принцип подразумевает несколько аспектов. Во-первых, судебную защиту жителей на осуществление местного самоуправления (разногласия между гражданами и органами МСУ). Во-вторых, защиту органов МСУ на реализацию своих полномочий (споры между государственными органами на различных уровнях и органами МСУ).
Принцип материально-технического и правового обеспечения МСУ
За местными органами власти конституционно закреплено, что они самостоятельно и под свою ответственность распоряжаются собственностью муниципалитета, а также формируют и утверждают местный бюджет. Муниципальная собственность признается равнозначной по отношению к другим формам имущества. Также данным принципом гарантируется уровень бюджета не ниже параметра минимальной бюджетной обеспеченности.
К правам органов местного самоуправления, согласно статье 15 закона 131-ФЗ, относится также оказание транспортных услуг населению, ликвидация и предупреждение чрезвычайных ситуаций, организация по внедрению электричества, газоснабжения и прочее.
Принцип ответственности должностных лиц перед жителями
Ответственность берется не только за принимаемые решения, но и за различные действия должностных лиц. Муниципальные служащие и местные учреждения несут некую ответственность перед населением, государством, а также перед физическими и юридическими лицами. Эти нормы установлены законом.
Ответственность наступает, когда у населения возникает утрата доверия по отношению к вышеуказанным органам управления. Основные порядки и условия ответственности формируются в Уставе муниципального образования. Например, одним из видов такой ответственности является отзыв выбранного депутата или должностного лица от выборных органов.
Перед государством ответственность наступает, если органами местного самоуправления или служащими нарушаются нормы Конституции России, федеральных законов, уставов, законов субъектов РФ, а также при исполнении государственных полномочий (в соответствии с тем, в какой мере муниципалитет был обеспечен финансовыми и материальными ресурсами для их выполнения).
Перед отельными индивидами или организациями зона ответственности определена законами федерации, субъекта РФ и уставами муниципальных образований.
Принцип соблюдения прав и свобод
Данный принцип используется практически во всех сферах нормативного регулирования. Оно и неудивительно, так как это является основным конституционным положением и основным признаком демократии. Местное управление выполняет свою деятельность, прежде всего, в интересах жителей, то есть населения.
Гарантии соблюдения прав и свобод отражаются в возможности для граждан обращений в органы местного самоуправления от своего лица или коллективно. Жители имеют право быть проинформированными по документации о правах и свободах, медицинской помощи и прочее.
Принцип законности организации МСУ
Законность МСУ контролируется надзорными органами. Они осуществляют некий мониторинг, соблюдаются ли должностными лицами и муниципальными учреждениями законов — федеральных и местных, не ограничиваются ли права и свободы граждан. Правовая основа местного самоуправления весьма широка — начиная от решений, принятых на сходах граждан до общепринятых международных правовых принципов.
Также принцип законности выражается в: широком многообразии общественного контроля деятельности МСУ; различной отчетности депутатов от представительных/выборных органов; отчетов глав муниципалитетов, и прочих должностных лиц; обращениях граждан в органы МСУ и степени оперативности рассмотрения их вопросов.
Принцип гласности МСУ
Гласность выражается в обязательном опубликовании нормативных актов местного самоуправления. Какие это документы? На региональном уровне публикуется множество нормативной документации — законы, распоряжения, уставы, постановления и так далее. Все они имеют общеобязательный характер.
Обращения граждан в органы местного самоуправления должны рассматриваться в течение месяца. Органы по истечении данного срока предоставляют гражданам ответ по существу их запроса. Согласно принципу гласности (как и законности), общество должно иметь доступ к материалами и документам по соблюдению их прав и свобод, а также иметь возможность ознакомиться с деятельностью местного органа, например, в сфере противодействия коррупции.
Принцип исследования, учитывания обычаев и традиций в организации МСУ
В Россия действуют различные принципы территориальной организации местного самоуправления. Это объясняется тем, что наше государство является многонациональной и федеративной страной. В составе есть и национальные республики, и автономные округа.
Поэтому при выборе модели самоуправления должны учитываться местные исторические и иные особенности, действующие в границах муниципального образования. К примеру, основной контингент, проживающий на данной местности, территориальная обособленность и прочие критерии.
В организация МСУ должны быть учтены параметры состава населения, общий уровень социального и экономического развития, основные интересы и потребности населения, а также культурные обычаи — например, символика, гербы и прочее.