Синергетический эффект представляет собой повышение результативности деятельности за счет интеграции, соединения отдельных элементов в единую систему. Термин происходит от греческого слова synergys. Оно обозначает «вместе действующий». Рассмотрим далее подробно синергетический эффект организации.
Содержание
Общие сведения
У многих руководителей, оценивающих деятельность своей компании, возникают вопросы, касающиеся ее эффективности. Например, в штате присутствует несколько команд менеджеров. Одни добиваются успеха, а другие нет. У одной команды показатели по заключенным договорам выше, чем у другой. В начале 80-х годов прошлого века был выявлен и описан эффект экспоненциального роста. Так, некоторые компании, которые действовали на достаточно плотно заполненном рынке и не имели значительных финансовых ресурсов, в течение относительно непродолжительного времени существенно увеличивали оборот. В тот же период был введен термин «синергетический эффект слияния». Он означает способность нескольких управленцев (менеджеров) формировать в совокупности большую ценность, чем если сложить показатели их работы, проведенной в отдельности.
Основные направления
Получение синергетического эффекта, по мнению ряда исследователей, осуществляется через три основных процесса:
Все эти процессы можно объединить понятием «коллективное мышление». Оно может приводить к разным результатам. При этом необязательно они будут положительными, когда отмечается активный рост взаимодействия. Результат синергетического эффекта может быть и отрицательным при таком же резком падении активности. Многим знакомо понятие «французская забастовка». Оно предполагает действие каждого в соответствии с регламентами, но общая эффективность при этом будет нулевой. Это наглядно иллюстрирует негативное коллективное мышление.
Специфика взаимодействия
Исследователи выделяют 3 основных варианта сотрудничества специалистов предприятия:
Как достичь синергетического эффекта?
Существует достаточно распространенное мнение о том, что искусство управления интеллектуальными способностями заключается в том, чтобы грамотно объединять усилия людей. Выиграет в этом случае тот, кто сделает это лучше. У такого руководителя в компании все будет получаться гораздо быстрее, с меньшими затратами и с высоким качеством. Но чтобы возник синергетический эффект, необходимо грамотно подобрать команду. К сожалению, до сих пор не выработано конкретных критериев оценки менеджеров верхнего и среднего звена. До недавнего времени синергетический эффект можно было выявить только по факту развития и роста предприятия на протяжении продолжительного времени. Однако сейчас ситуация несколько иная.
Некоторые рекомендации
Существует несколько критериев, по которым формируется методика подбора персонала. Среди требований следует отметить:
Итог исследования
При проведении изучения рынка услуг руководитель должен решить ряд вопросов:
Руководителю, стремящемуся подобрать идеальную команду, необходимо проводить не только качественную, но и количественную оценку работы сотрудников.