Свой бизнес: интернет-кинотеатр

Свой бизнес: интернет-кинотеатр

Цифровая дистрибуция постоянно развивается, и сегодня уже существует немало порталов в интернете, где можно просмотреть любые фильмы, в том числе и новинки, только выходящие на экраны в кинотеатрах. Ещё несколько лет назад подобный бизнес в России не был развитым и находился на уровне «три сайта предлагают пиратские и инди-фильмы», сегодня – это уже полноценные сервисы, которые имеют легальный статус. Правда, осталось немало и пиратских порталов. В любом случае данный вид бизнеса является достаточно перспективным и интересным, но учитывая текущую ситуацию на рынке, нельзя говорить о том, что организовать такой вид предпринимательства будет легко.

Для начала работы первым делом необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Проще всего оформить юридическое лицо, и предпочтительной формой является общество с ограниченной ответственностью, потому что в этом случае, как и в случае с индивидуальным предпринимательством, будет доступна упрощённая система налогообложения, которая предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Сама деятельность подпадает под определение (ОКПД 2) 63.12 Содержание порталов в информационно-коммуникационной сети Интернет. Сайт не является средством массовой информации, поэтому получение соответствующего свидетельства не требуется для своей деятельности (актуально, во всяком случае, пока, потому что уже ведутся разговоры о том, чтобы приравнять сайты с высокой посещаемостью к СМИ), но предприниматель может зарегистрировать свой сайт как СМИ, потому что это даёт некоторые преимущества при работе. Только нужно понимать, что это касается именно сайтов, которые приобретают права на показ фильмов, а это не всегда происходит в данном направлении предпринимательства. Причём это касается не обязательно пиратских сайтов. Более подробно о том, нужно ли получать права – ниже.

Непосредственно для осуществления деятельности нужно подобрать для себя доменное имя. Имя должно быть запоминающимся и по возможности простым, желательно зарегистрировать его в зоне .ru или .рф, однако это не всегда удобно. На поисковые системы это не сильно влияет, поэтому можно рассматривать вариант регистрации доменного имени формата .com или .org, а можно и вовсе зарегистрировать его на нейтральной территории. В целом, так как сайт будет русскоязычным, поисковые машины будут учитывать его, а SEO-оптимизацию в любом случае придётся проводить. В общем, имя выбирается с тем расчётом в первую очередь, чтобы клиент мог его легко запомнить и возвращаться на сайт не через поисковые системы, а по прямому запросу. 

Когда решён этот вопрос, можно переходить к поиску хостинговой компании. Хостинговая компания также может помочь с поиском и регистрацией домена, однако основная её задача – предоставление места на сервере для размещения контента (вернее, всего сайта и дополнительных ресурсов). Если у предпринимателя достаточно мощностей для содержания своих серверов и для поддержания работы, то можно не обращаться к аутсорсеру, но для новичков всё-таки рекомендовано начать сотрудничать с хостинговым провайдером. Стоимость обслуживания в такой компании сильно различается в зависимости от условий работы, не в последнюю очередь зависит от пакета оказываемых услуг и формата обслуживания, потому что существуют разные типы серверов и разные виды предоставления доступа. Если интересны предлагаемые виды услуг хостинговыми компаниями или есть желание самостоятельно заняться организацией своего сервера с последующим предоставлением общего доступа, то можно ознакомиться с информацией об этом тут. Открыть свою хостинговую компанию и даже просто содержать сервер может быть очень трудно.

Следующий этап – непосредственно создание сайта. В этой статье не будем вдаваться в технические подробности, отметив, что существует несколько видов движков, которые обеспечивают функциональность портала. В целом – это удел программистов, и если предприниматель не является специалистом данного направления, то ему уже на этом этапе нужно найти профессионалов, которые впоследствии будут работать на него, помогая содержать сайт. Есть, конечно, вариант сотрудничества со сторонней организацией, которая оказывает услуги в IT-сфере, но это лишние ежемесячные расходы и, что особенно важно, невозможность всецело контролировать свой сайт и иметь оперативный доступ к управлению. Хотя, вариантов и тут много, смотря на каких условиях будет достигнуто сотрудничество. Те же хостинговые компании нередко предлагают IT-аутсорсинг, и партнёру можно заказать разработку сайта и его содержание. Каждый предприниматель ещё на этапе бизнес-плана определяет наиболее оптимальный для него формат работы, в помощь – экономические инструменты планирования и расчёта. Создание сайта – достаточно сложный процесс, и учитывая немалый уровень конкуренции, а также специфику своего направления, сайт должен быть «красивым» и удобным, информативным, эргономичным, функциональным и оптимизированным на уровне кода. 

Забегая немного вперёд, нужно сказать, что если планируется размещать на портале рекламу, то её обилие может здорово снижать скорость загрузки сайта (вернее, скорость его обработки обозревателем пользователя вне зависимости от скорости его доступа в интернет), что негативно сказывается на отзывах потребителей. Все, наверно, видели сайты, переполненные рекламой, среди которой немало и рекламы в виде видеороликов, что не только заставляет пользователя активировать дополнительные элементы, но и тратить трафик на ненужную, в общем-то, ему информацию. То есть оптимизация, как и внешний вид, очень важные направления в создании своего сайта. Это лучше поручить целому штату программистов (потому что создание сайта с видео – вообще сложный тип интернет-портала), в который входят также web-дизайнеры. Опять же, всё это можно отдать на аутсорсинг (имеется в виду web-дизайн), но во сколько это обойдётся предпринимателю – считается всегда индивидуально. Создание даже не простого, а примитивного сайта обойдётся в сумму около 20 тысяч рублей, но хороший сайт, который вмещает много контента и, как следствие, имеет множество страниц, стоит в разы больше. В десятки раз больше. Тут верхнего предела вообще нет, если учитывать постоянное развитие и оптимизацию своего портала с внедрением новых технологий.

Единственным недостатком по сравнению с пиратским сайтом легального кинотеатра (для потребителя) является то, что он платный в 90% случаев. Есть легальные интернет-кинотеатры, которые живут за счёт рекламы, но при этом платят правообладателям, но этот формат работы зачастую позволяет размещать либо очень дешёвые, либо старые фильмы (как, например, и в случае кинотеатра под открытым небом). В общем-то на старых и просто культовых фильмах, а также на инди-культуре можно построить свой собственный бизнес, потому что аудитория своя у этих фильмов есть, однако нужно понимать, что наибольшего успеха достигает тот, кто торгует массовым продуктом. В сфере кинопроката самым прибыльным направлением всё-таки являются премьеры раскрученных фильмов, выхода которых ждёт большое количество людей. Чаще всего это фильмы иностранного производства. Но чтобы получить возможность транслировать на своём сайте такие фильмы, придётся обращаться напрямую к правообладателям, в лучшем случае – к их непосредственным представителям в России, которые не всегда имеются. 

Интересный момент касательно переведённых фильмов и сериалов – в целом организация, которая занималась переводом, должна иметь все разрешения на показ этих фильмов, то есть обладать разрешением от создателя. Если эта компания получила не исключительные права и не действует согласно договору, по которому никто, кроме неё, не имеет права показывать этот фильм, то можно договориться с переводчиком о показе фильма. Есть, конечно, компании, которые просто переводят фильм для трансляции через свои каналы, не получая при этом официального разрешения, и сотрудничество с такими конторами, которые даже если и дали право показывать переведённый ими фильм, не имеет никакой юридической силы в плане авторских прав, которые имеются у самого создателя картины.

Вообще цена на право показа фильмов очень высока, если брать в расчёт именно премьеры или только выходящие в прокат кинофильмы. Но есть некоторое другое ограничение, которое ждёт организатора online-кинотеатра. Дело в том, что на настоящий момент премьерный показ идёт преимущественно в реальных кинотеатрах, это, скажем так, исторически сложилось, и именно на этом зарабатывают и сами владельцы фильма, и кинотеатры. Появление игроков, которые хотят устраивать премьерные показы в интернете не выгодно настоящим кинотеатрам по причине того, что у них отбирают часть аудитории, а владельцам фильмов не выгодно потому, что рынок online-просмотров не так развит, как продажа билетов в кинотеатры. В связи с этим интернет-прокатчики не могут обеспечить создателя соответствующим уровнем прибыли. В связи с этим в большинстве случаев наблюдается такая ситуация: сначала фильм идёт в прокате исключительно в кинотеатрах, в среднем это занимает около месяца (4 прокатные недели), после чего фильм издают на DVD или Blu-ray (хотя в связи с постепенным исчезновением этого формата – как раз из-за online-просмотров – это правило несколько меняется), после фильм поступает на телевидение, где его показывают в качестве телевизионной премьеры, и уже после он становится «свободным», и к нему могут получить доступ интернет-порталы; речь идёт, конечно, о легальных сайтах, пираты уже в первый же день проката могут заснять кинокартину (причём в последнее время благодаря современным технологиям получается съёмка относительно неплохого качества, не то, что было в эпоху VHS) и выложить её на свой сайт или продать сайту чужому. Это касается только фильмов, на которые сделаны большие ставки, кинокартины категорий B-movie, art-house, indie и им подобных продаются сразу же туда, где их купят, только вот нужны они очень ограниченному числу лиц. 

Можно создать свой сайт для любителей того же арт-хауса, и сайт даже может начать пользоваться популярностью, но прибыль всё равно будет не та. Изменить устоявшуюся схему, в общем-то, можно, и некоторым особенно крупным компаниям это удалось, и они получили возможность начать показ некоторых фильмов одновременно с кинотеатрами. В настоящее время это редкость, и большинство продюсеров не настроены на сотрудничество с интернет-кинотеатрами. Пройдёт немало времени, прежде чем интернет-порталы получат те же права, что и привычные кинотеатры. Получить право показа раньше их вообще фактически нереально, и если такое начнёт происходить, то можно будет говорить о кризисе в сфере бизнеса, построенного на кинотеатрах.

Сейчас даже получить право на трансляцию фильма в день выхода премьеры удаётся только интернет-площадкам с огромными бюджетами. Как отмечают некоторые игроки рынка, сумма стартовых инвестиций составляет порядка 30 миллионов долларов, и больше половины этой суммы уходит на получение лицензий. Открыть online-кинотеатр можно и за гораздо меньшие деньги, но рассчитывать на премьеры и даже на относительно новые фильмы легально не стоит. В среднем проходит от полугода до года, прежде чем удаётся выкупить права на фильм на приемлемых для среднестатистического портала условиях. И даже в этом случае не последнюю роль играет уровень фильма. Стоимость лицензии на один фильм может сильно различаться, и как говорят работники этой сферы, многое зависит от переговорщиков. Обычно права на трансляцию фильма продаются на условиях того, что владелец получит некоторый процент от сборов (очень усреднённая цифра – 50%), однако площадка, которая планирует запустить показ, должна выплатить некоторую «гарантию» — установленную сумму, передаваемую единоразово, за счёт которой правообладатель избавляет себя от риска того, что данный конкретный прокатчик не принесёт дохода. Стоимость таких «откупных» составляет обычно несколько десятков тысяч долларов даже на фильмы российского производства, а голливудские громкие премьеры продаются в разы дороже. Отсюда и получается, что легальный интернет-кинотеатр для показа более-менее новых фильмов должен обладать многомиллионным бюджетом, и многомиллионным в долларовом исчислении. Причём значительные средства уходят не только на создание сайта, но и на его раскрутку, а также, как уже было замечено, непосредственно на сами лицензии. Экономить можно только одним способом – покупая старые или инди-фильмы.

Помимо фильмов интернет-кинотеатр нередко транслирует сериалы, и именно эта ниша может стать очень прибыльной, причём в России она не так сильно занята, как направление, связанное исключительно с фильмами. Во всём мире существует мода на сериалы, их снимают огромное количество, причём множество хороших сериалов иностранного производства не транслируется на российских телеканалах, что даёт возможность online-прокатчикам работать на рынке, избавленном от конкуренции. Только тут появляется сразу несколько проблем. Во-первых, любая относительно громкая премьера сопровождается мощной маркетинговой поддержкой, которая оплачивается из средств создателя и изначально включается в бюджет. В связи с этим прокатчикам не приходится рекламировать продаваемый продукт – достаточно разместить объявление о том, что начинается показ новинки, и желающих будет немало. Если их не будет, значит, никто вообще не ждёт этого фильма. С сериалами ситуация обстоит иначе, даже известные в России сериалы не имеют той развитой рекламной кампании, как фильмы, и тут интернет-кинотеатру помимо раскрутки своего сайта приходится заниматься продвижением и рекламой транслируемого сериала. Чтобы охватить большое количество аудитории и привлечь нормальное количество зрителей, придётся вложить немало средств, причём реклама должна быть не только в интернете, но и в других средствах массовой информации. 

Во-вторых, многие годные сериалы не переводятся на русский язык, и приходится заниматься переводом тому, кто получил права на его трансляцию. В случае российских сериалов этой проблемы, конечно же, нет, но кто когда-нибудь видел стоящий российский сериал? Можно обратиться в специализированные студии, которые переведут все серии, причём переводить можно не сразу все, а только готовящиеся к выходу в эфир, что позволяет более эффективно управлять своими финансами, но это опять же немалые затраты. Если сериал оказался стоящим, то вложения наверняка окупятся, но качество перевода тоже играет не последнюю роль в этом деле. Можно полностью посвятить себя этому направлению, но тогда тоже следует рассчитывать на сумму инвестиций в несколько миллионов долларов, потому что лицензии стоят немало. Но всё же на порядок меньше, чем на фильмы, при этом нередко создатели сериалов вообще воспринимают неанглоязычный рынок бесперспективным, отчего продают права на трансляцию по сниженным расценкам. Только вот у них тоже могут быть условия сотрудничества, касающиеся того же перевода и его уровня, например.

В общем-то, легальный кинотеатр может работать в нескольких форматах: 1) полноценная замена кинотеатру обычному, требует больших вложений, но обещает наибольшие прибыли, проблем со зрителями, если сайт раскручен, быть не должно, потому что среди ярых любителей премьер есть определённый (и немалый) процент тех, кто предпочтёт посмотреть давно ожидаемый фильм дома в кругу близких людей, а не тащиться в кинотеатр 2) среднестатистический интернет-кинотеатр, каких много, зарабатывает на трансляции уже давно вышедших из проката и даже телевизионной ротации фильмов, которые уже продаются по сильно сниженным расценкам в расчёте создателей зарабатывать хоть немного на своей поделке; имеет много фильмов, но найти что-то уникальное нереально, обычно все кинотеатры такого плана чуть ли не полностью копируют контент друг друга – потому что работают с одними и теми же перекупщиками, сегодня это направление в некоторой степени даже самое тяжёлое, потому что уровень конкуренции зашкаливает, а потребитель не видит никакой разницы между этими сайтами и кликает на первый попавшийся (SEO-оптимизация играет чуть ли не ключевую роль в развитии такого рода бизнеса); 3) сайт, занявший какую-то нишу, это может быть ниша жанровая или форматная; простые примеры – сайт, посвящённый ужастикам или детской направленности соответственно; такой вид работы позволяет избегать большого количества конкурентов, ведь они либо занимают другую нишу, либо пытаются работать со всеми жанрами и форматами, не имея важных преимуществ ни в одном.

Легальный кинотеатр также может зарабатывать на рекламе или на продаже «билетов», к которым относятся не только предоставление доступа на единоразовый просмотр, но и подписки и право на загрузку. То есть это уже полноценный сервис цифровой дистрибьюции. На рекламе много заработать не удастся, вернее в краткосрочной перспективе тут прибыль больше, но всё-таки есть ограничения – сайт не может вместить в себя больше определённого количества рекламы, иначе будут проблемы с подзагрузкой страницы или просто информативное пресыщение рекламными баннерами (или и то, и другое сразу). Можно совмещать – предлагать людям либо просмотр с рекламой, либо регистрацию, которая включает в себя оплату просматриваемых фильмов и обычно большее количество предлагаемых фильмов. В целом площадка делит фильмы на две категории – новинки и классика, когда первые продаются по цене примерно сопоставимой с билетом в театр, на уже вышедшие из проката, но всё ещё новые – значительно ниже, но всё-таки отдельным билетом, а вторые – пакетами, которые формируются по жанрам/режиссёрам/формату. В дополнение даётся возможность фильм скачать, для чего поддерживаются торренты. 

Далее популярность набирает Smart-TV, если просто – это трансляция фильма на подключённый к интернету телевизор, это по сути тот же самый просмотр, но требует своих каналов продвижения и своего технического исполнения, потому что просто так передать воспроизведение на телевизор нельзя. В целом, для конечного потребителя пользование услугами интернет-кинотеатра нельзя назвать дорогим – даже новинки, даже премьерные показы редко стоят дороже тысячи рублей, в среднем их цена 300-500 рублей, а пакеты старых фильмов и вовсе в безграничное пользование отдаются за сумму от 100 рублей. То есть вполне сопоставимо с походом в кинотеатр. Конечно, могут быть и другие цены в зависимости от того, как удалось договориться с правообладателем, но обычно стоимость держится в этих пределах. Формально величина ежемесячных расходов складывается только из содержания сайта, потому что даже его обслуживание можно передать на аутсорсинг. Однако постоянно необходимо проводить различного уровня рекламные кампании, и тут каждый месяц предприниматель в зависимости от имеющихся средств проводит свою стратегию развития.

Если не брать в расчёт конкуренцию (о которой уже было сказано), то самой большой проблемой легального интернет-кинотеатра становится всё-таки менталитет людей, потому что в большинстве своём российский зритель привык не платить за фильмы. Гораздо проще зайти на сайт и просмотреть фильм бесплатно, пережидая загрузки рекламы. Многие даже не пробовали воспользоваться платными сервисами. Не все также имеют возможность оплачивать покупку фильма, не выходя из дома, даже несмотря на поддержку большого числа различных платёжных систем, и это причём связано с ленью человека, потому что, к примеру, регистрация в QIWI-кошельке (QIWI-Wallet) не займёт и десяти минут, а пополнение счёта возможно в ближайшем терминале оплат услуг сотовой связи. Поэтому главная задача – воспитать современного зрителя, который готов платить за качественные услуги, а не пользоваться низкокачественными пиратскими сервисами. Увы, для того, чтобы ситуация изменилась и изменилось сознание потребителя, должно пройти немало времени и должно быть затрачено немало усилий всего сообщества интернет-прокатчиков кинокартин.

Матиас Лауданум 

(c) 
 —