Содержание
Судовой двигатель
Судовой двигатель – это центральная часть силовой установки, генерирующая энергию для вращения винта судна. Наиболее распространенным типом судового двигателя является дизель, т. к. они экономичнее других вариантов.
Преимущества судовых двигателей:
- большой запас прочности;
- возможность реверса – обратного хода двигателя;
- нетребовательность к обслуживанию;
- возможность работы на тяжелом топливе (см. Топливо для судовых двигателей);
- допустимость больших габаритов и веса силовой установки.
Дизельные судовые двигатели применяются для широкого перечня кораблей, начиная от небольших пассажирских кораблей и заканчивая довольно крупными грузовыми судами. Другие менее распространенные варианты судовых двигателей – турбины на паре или газе.
Судовые дизеля, дизельгенераторы
Дизельные двигатели для современных судов являются наиболее распространенным вариантом, потому что они экономичны, неприхотливы, не требуют сложного обслуживания.
Классификация судовых дизельных двигателей:
- малооборотные – подходят для широкого круга кораблей, мощность таких двигателей различается в обширном диапазоне;
- среднеоборотные – применяются на судах средних размеров, их мощность меньше, чем у малооборотных двигателей;
- высокооборотные – устанавливаются на маломерных судах или в качестве вспомогательного двигателя на средних и крупных кораблях (см. МРК Шторм – ракетный корабль).
Судовые дизельгенераторы – это резервный источник энергии, обеспечивающий корабль электричеством в чрезвычайных ситуациях. По мощности и производительности генераторы разделяются на аварийные и вспомогательные.
Состав дизельгенератора:
- вспомогательный дизельный двигатель;
- силовой генератор;
- блок автоматического или ручного управления.
Дизельные генераторы применяются на судах различного назначения морского и речного флота.
Судовые редукторы
Судовой редуктор – агрегат, передающий крутящий момент двигателя к винту. Встречаются главные и вспомогательные редукторы, по способу размещения валов они разделяются на вертикальные или горизонтальные, а в зависимости по количеству ступеней бывают 1, 2 и 3-х ступенчатые.
Также установки различаются по типу гребного винта. Винт может иметь постоянный или регулируемый шаг, поэтому для них нужны различные редукторы.
Применение судовых редукторов:
- катера и яхты;
- рабочие корабли различного назначения;
- высокоскоростных кораблях (см. Новейший российский корабль).
Реверс-редуктор
Реверс-редукторы отличаются от обычного редуктора тем, что позволяют изменять направление вращения винта, то есть позволяют судну двигаться задним ходом.
Виды реверс-редукторов:
- с автоматизированным управлением – управляются интегрированной автоматикой;
- с ручным управлением – регулируются вручную, более доступные, но и более сложные в эксплуатации.
Реверс-редукторы могут устанавливаться на любую модель корабельного дизельного двигателя, так как реверс-редуктор устанавливается непосредственно на силовую установку, нужно соблюдать полное соответствие их технических характеристик.
Главный редуктор
Главный редуктор – это компонент силовой установки, обеспечивающий передачу энергии от двигателя на гребной винт. От того, на какое судно будет устанавливаться редуктор, зависит выбор габаритов, массы и технических характеристик. Также главные редукторы могут иметь различные передаточные числа и количество ступеней.
Назначение главных редукторов:
- для винтов с фиксированным ходом;
- для винтов с регулируемым ходом.
Агрегаты для винтов с регулируемым ходом сложнее в производстве, потому что должны обеспечивать возможность изменения параметров вращения винта.
Источник: promdevelop.ru