Учетная политика организации при ОСНО на 2019 год — образец

Обязательные составные части учетной политики

Учетная политика (УП) любого юрлица — документ весьма объемный, поскольку в нем описываются все организационно-методические вопросы, определяющие как общие моменты учетного процесса, так и порядок ведения каждого из видов организуемого учета. Важна она не только для фирм, работающих на ОСНО, но и для иных юрлиц, вне зависимости от применяемой ими системы налогообложения, поскольку формирование бухотчетности (составляемой, соответственно, по данным бухучета) является обязательным для всех организаций (пп. 1, 2 ст. 6, п. 1 ст. 13 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

В УП закрепляются:


Яндекс.Дзен

  1. Организационные положения:
  • порядок документооборота, распределение ответственности за ведение необходимых для учета операций;
  • рабочий план счетов;
  • применяемые формы первичной документации, учетных регистров и обязательной бухотчетности;
  • правила проведения мероприятий по проверке данных учета.
  1. Применяемая методология бухучета, т. е. способы:
  • оценки имущества каждого вида при его поступлении и выбытии;
  • начисления амортизации по ОС и НМА;
  • учета затрат на ремонты, реконструкции, модернизации;
  • распределения затрат по местам возникновения и счетам бухучета;
  • осуществления расчетов, необходимых для разнесения распределяемых расходов;
  • оценки произведенной продукции, полуфабрикатов, незавершенного производства, возвратных отходов;
  • деления доходов на обычные и прочие.
  1. Правила ведения налогового учета, отражающие:
  • для НДС — нюансы оформления счетов-фактур и порядок учета налога по операциям с разными его ставками (в т. ч. алгоритм распределения сумм, требующих такой процедуры);
  • для прибыли — используемый метод признания доходов, формы налоговых регистров, перечень прямых расходов, методологию операций налогового учета, методику начисления авансов по налогу;
  • для иных налогов (в частности, для НДПИ) — моменты, существенные для их исчисления.

УП должна быть достаточно подробной, поскольку будет служить руководством, к которому не раз обратятся все лица, участвующие в процессе учета. Подробная учетная политика — залог не только успешно организованного учетного процесса. Она позволяет выбрать оптимальные для юрлица варианты расчета налогов, в т. ч. в ситуациях, допускающих самостоятельную разработку учетных методик. И, конечно, УП будет востребована проверяющими органами как документ, обосновывающий применяемые способы учета.

Оформить ее можно как в виде единого документа, включающего в себя описание всех вышеупомянутых вопросов, так и в виде отдельных документов, посвященных каждый своей теме. Но в любом случае ее нужно будет утвердить руководителю юрлица.

Когда можно ограничиться корректировкой УП?

Все отражаемые в УП методики должны соответствовать требованиям актуального законодательства, т. е. в части налогового учета — действующим положениям НК РФ, а в части бухучета — применяемым нормам ПБУ. При этом для бухучета действует требование соблюдать преемственность учетной политики (п. 5 закона 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Внесение в нее поправок становится (п. 10 ПБУ 1/2008):

  1. Необходимым, когда:
  • меняется законодательство;
  • изменяются условия ведения деятельности.
  1. Добровольным, если принимается решение о разработке нового способа учета.

В первом случае поправки вносятся в УП для применения в период c начала действия соответствующих изменений, а во втором они должны вводиться только с начала очередного года.

Также УП может быть скорректирована, если в деятельности юрлица возникают события, не предусмотренные ее утвержденным вариантом. В этом случае она требует дополнений.

Таким образом, если во внесенных в УП прошлого года учетных методах нет законодательных изменений, вступающих в силу с текущего года, или такие изменения есть, но они не приводят к необходимости пересмотра политики прошлого года, а у юрлица нет своих причин для смены УП, то прошлогоднюю учетную политику можно сохранить неизменной. Если какие-то отдельные положения этого документа требуют корректировок, то можно ограничиться дополнением к УП.

Оформить дополнение к учетной политике следует так же, как и основной документ, т. е. утвердить организационно-распорядительным документом, обязательно указав в нем дату начала действия новых положений.

Какие особенности может иметь УП?

УП, составляемая при ОСНО, будет иметь свои особенности для каждого юрлица не только в силу ведения им того или иного вида деятельности или выбора им тех или иных учетных методик. Присутствие особенностей обусловливается также наличием у организации:

  • обособленных подразделений, для которых в УП надо будет прописать наличие/отсутствие самостоятельности в уплате налогов, выбор ответственного по платежам подразделения, базу распределения налога на прибыль по регионам.
  • дочерних обществ, в отношении которых потребуется учесть порядок предоставления в головную организацию данных для формирования консолидированной отчетности;
  • оснований быть отнесенной к субъектам малого предпринимательства, имеющим право на ведение упрощенного учета и формирование упрощенной бухотчетности, что при выборе этих способов потребует внесения соответствующих оговорок и описаний в текст УП;
  • совмещаемых режимов налогообложения, в отношении которых придется привести не только выбранные применительно к каждому из них методики, но и описать алгоритмы распределения параметров, требующих такой процедуры при совмещении;
  • обязанности формировать отчетность по правилам МСФО, что потребует введения в УП отдельной части, посвященной особенностям учета, предназначенного для этих целей;
  • решения о параллельном ведении управленческого учета, осуществляемого в добровольном порядке и ведущегося по своим особым правилам, отвечающим поставленным перед ним задачам и тоже требующим отдельного их описания в УП.

Таким образом, УП каждого конкретного юрлица — это уникальный документ, разрабатывать который всегда придется самостоятельно, несмотря на наличие предлагаемых образцов его оформления.

Один из вариантов УП на ОСНО приводим и мы:

***

Учетная политика — важнейший документ, который каждому юрлицу необходимо сформировать, а затем руководствоваться им в работе. УП необязательно менять ежегодно, если ее положения отвечают требованиям действующего законодательства. Вместе с тем может потребоваться внесение в нее изменений или дополнений. Для каждой организации УП уникальна, и определяется это обстоятельство множеством факторов.

Источник