Рентабельность — коэффициент, который отражает эффективность деятельности компании. Он может быть как положительным, так и отрицательным. В последнем случае этот показатель свидетельствует об убыточности деятельности.
Понятие и виды рентабельности
Рентабельность отражает способность компании контролировать издержки и отражает правильность и результативность выбранной ценовой политики. Также показатель часто применяется для оценки операционной эффективности компаний.
Расчет рентабельности часто проводят ежеквартально и ежегодно, отслеживая ее динамику по отношению к предыдущему периоду. Анализ рентабельности необходимо проводить для каждой группы производимых (продаваемых) товаров.
В экономическом анализе различают несколько разновидностей рентабельности, наиболее часто используются:
— рентабельность продаж – отражает эффективность финансовой деятельности организации, показывает, какая часть выручки компании проходится на прибыль;
Рентабельность производства = чистая прибыль от продаж (оказания услуг)/себестоимость*100%.
Рентабельность продаж = чистая прибыль/ выручка*100%.
— рентабельность производства — показывает, насколько результативно используется имущество предприятия.
Различают также рентабельность активов и производственных фондов (показатель отражает процент прибыли, заработанной на среднюю стоимость активов или производственных фондов), рентабельность капитала (показатель эффективности использования собственных средств компании или банка). При оценке инвестиционных проектов используется показатель рентабельность вложений — он рассчитывается как отношение чистой прибыли к стоимости первоначальных вложений.
Сущность отрицательной рентабельности
Отрицательная рентабельность — важный сигнал для руководства компании, она демонстрирует процент убыточности производства или продаж на каждый вложенный рубль в товар. Получается, что себестоимость продукции выше, чем прибыль от ее реализации, а цена недостаточно высока для покрытия всех издержек.
Чем выше будет показатель отрицательной рентабельности в абсолютном отношении, тем больше уровень цены отклоняется от своего эффективного равновесного значения.
Параметр отрицательной рентабельности носит демонстрационный характер и отражает неэффективность деятельности предприятия.
Также отрицательная рентабельность сигнализирует о том, что предприятие неэффективно распоряжается собственными активами.
Что касается рентабельности производства, то отрицательная рентабельность — свидетельство того, что сумма издержек на производство и реализацию продукции выше цены ее продажи.
Если показатели рентабельности компании демонстрируют минусовое значение, это служит поводом для повышения цен на продукцию либо для поиска путей сокращения ее себестоимости. Положительный эффект в данном случае может иметь также оптимизация ассортимента.
Для инвесторов отрицательная рентабельность продаж – это сигнал для вывода средств из проекта. Данный показатель свидетельствует о том, что капвложения начали работать в минус.
Рентабельность капитала представляет собой такое его использование, когда организация полностью покрывает свои затраты и получает прибыль. Показатель рентабельности позволяет оценить эффективность использования капитала. Этот относительный коэффициент в меньшей мере подвержен влиянию инфляции, чем абсолютные показатели, поскольку выражается в соотношении прибыли и авансированных средств.
Обобщающим показателем, выражающим эффективность использования всего капитала предприятия, является рентабельность совокупных вложений капитала. Данный показатель определяется оп формуле:
RK = (Р + П) х 100% / К, где
Р – расходы, связанные с привлечением заемных источников,
П – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия,
К – величина совокупного капитала, используемого на предприятии (валюта баланса).
При анализе рентабельности капитала рассчитывают рентабельность инвестированного и собственного капитала. Рентабельность инвестированного капитала определяется как отношение чистой операционной прибыли организации за вычетом налогов к среднегодовой стоимости инвестированного капитала.
Под инвестированным капиталом понимается капитал, вложенный в основную деятельность фирмы. Иными словами, это сумма оборотных средств в основной деятельности, чистых основных средств и прочих активов. При ином способе расчета под инвестированными средствами подразумевают сумму собственного капитала и долгосрочных обязательств организации.
Главное, что следует учитывать при расчете инвестированного капитала – в расчет должен быть включен только тот объем капитала, который идет на получение прибыли. Иногда расчет ведется по всей деятельности предприятия, не выделяя основную. Погрешность в таком случае будет зависеть от того, какова будет величина операционной прибыли фирмы и каков размер инвестиций в неосновную деятельность. В связи с этим рентабельность инвестированного капитала можно найти следующим образом: (операционная прибыль х (1- ставка налога))/ (долгосрочные кредиты +собственный капитал) х 100%.
Еще одним показателем, используемым при анализе эффективности использования капитала, является рентабельность собственного капитала. Она показывает, сколько прибыли владельцы компании получают на каждую единицу вложенных затрат. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли фирмы к величине ее собственного капитала. Под собственным капиталом в данном случае понимается доля собственности компании, на которую могут претендовать акционеры.
Под рентабельностью понимается доходность предпринимательской деятельности или деятельности предприятия в целом, а также отдельных ее составляющих: производства и реализации. Когда речь идет о рентабельности отрасли или бизнеса, имеется в виду эффективность ее функционирования, прибыльность.
Известно, что важным показателем деятельности предприятия является прибыль. Но она не дает объективную оценку бизнеса, не позволяет сравнивать работу нескольких компаний. Показатель рентабельности дает возможность оценить эффективность работы организации более точно. Когда говорят о рентабельности бизнеса, подразумевают, насколько он является доходным и привлекательным для инвесторов.
Если оценивают рентабельность товаров, то определяют отношение величины прибыли, полученной от реализации, к затратам на ее производство и продажу. При расчете рентабельности производства в целом определяют окупаемость, т.е. отношение суммы прибыли к производственным затратам. К последним относятся амортизация и ремонт оборудования, производственных помещений, оплату труда рабочим, осуществляющим выпуск продукции и т.д.
Показатели рентабельности, как правило, рассчитываются в совокупности. Существует несколько видов рентабельности. Все они объединяются в три основные группы: рентабельность производства, продукции и капитала. Рентабельность производства в целом принято делить на общую и расчетную. Общая рентабельность производства – это отношение прибыли к среднегодовой стоимости активов предприятия. Расчетная рентабельность рассчитывается путем отношения прибыли за минусом обязательных платежей, взносов в фонды и оплаты кредитов банков к среднегодовой стоимости активов.
Рентабельность продукции представляет собой отношение прибыли к себестоимости. Она показывает, сколько прибыли предприятие получит на каждую единицу вложенных затрат. Рентабельность капитала – это отношение величины чистой прибыли к общему объему авансированных средств (собственного или привлеченного капитала).
Любое предприятие заинтересовано в повышении рентабельности. Для этого проводятся такие мероприятия как увеличение объемов производства и сбыта продукции, повышение ее качества, снижение себестоимости, построение эффективной системы ценообразования, внедрение новых производств и технологий и т.д.
Видео по теме
Рентабельность выступает одним из показателей деловой активности предприятия, которые необходимы для принятия управленческих решений. Она применяется при анализе финансовой отчетности, оценке хозяйственной деятельности, процесса ценообразования. Уровень эффективности продаж характеризует их рентабельность.
Рентабельность продаж показывает, какая часть выручки предприятия приходится на прибыль, и выражается их соотношением:
Рентабельность продаж = Прибыль / Выручка х 100%.
При этом ее расчет можно произвести по различным видам прибыли: валовой, операционной, то есть от основной деятельности, и чистой. Формулы вычисления выглядят следующим образом:
— Рентабельность продаж по валовой прибыли = Валовая прибыль / Выручка х 100%;
— Операционная рентабельность = Прибыль от продаж / Выручка х 100%;
— Рентабельность по чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка х 100%.
Коэффициент рентабельности по чистой прибыли показывает, сколько чистой прибыли предприятие имеет с 1 рубля продаж, то есть сколько свободных средств остается в распоряжении после финансирования затрат на основную деятельность, выплаты процентов по кредитам, прочих расходов и уплаты налогов. Показатель рентабельности по валовой прибыли характеризует основную деятельность компании и позволяет определить долю себестоимости в продажах и торговую наценку.
Рентабельность продаж рассчитывается по данным отчета о прибылях и убытках (формы №2 бухгалтерского баланса) на отчетную дату. Для объективной оценки нужно рассматривать ее в динамике, то есть за несколько периодов. На основании анализа изменения коэффициента можно сделать вывод об эффективности управления бизнесом: рост свидетельствует о грамотных и верных решениях руководства организации, а снижение – о возможных проблемах в деятельности.
Изменение коэффициента рентабельности продаж в ту или другую сторону может быть связано с различными факторами: ростом абсолютного показателя прибыли, уменьшением объема реализации и т.д. Важно определить причины: при повышении цен на продукцию и услуги может быть нормальным и низкое значение, но если оно связано со снижением покупательского спроса и интереса к продукту компании, это расценивается как настораживающий фактор.
На фоне внедрения перспективных технологий или освоения новых видов деятельности часто отмечается временное уменьшение показателя рентабельности продаж. Однако при правильно выбранной стратегии развития в дальнейшем вложения окупятся, и коэффициент прибыльности может вырасти до прежнего уровня и преодолеть его.
Рентабельностью называется показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Рентабельность отражает конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности, поскольку величина этого коэффициента характеризует соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Определите прибыль от реализации продукции за анализируемый период. Обычно он рассчитывается по итогам работы за каждый квартал и за год.
Подсчитайте сумму затрат на производство и реализацию продукции. Эти данные отражаются в «Отчете о прибылях и убытках» организации.
Вычислите показатель рентабельности производства по формуле – Р=П/(Зп +Зр), где:
— П — прибыль от реализации продукции,
— Зп — затраты на производство продукции,
— Зр — затраты на реализацию продукции.
Полученный коэффициент показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию.
Рассчитайте по этой формуле рентабельность по каждому подразделению предприятия и по видам продукции. Исходные цифры для расчета берутся по данным аналитических счетов бухгалтерского учета.
Подсчитайте рентабельность производства по плановым данным за год и поквартально. Вычислите рентабельность производства за предыдущий период. Приведите показатели за предыдущий период к сопоставимому виду, умножив их на индекс роста цен.
Сравните полученные коэффициенты рентабельности. Чем больше будет прибыль реализованной продукции, тем выше рентабельность производства и выше экономическая эффективность производственной деятельности предприятия.
Изучите, какие факторы оказали влияние на показатели рентабельности предприятия в целом и отдельно взятых подразделений. Определите, за счет каких резервов можно повысить рентабельность производства предприятия и подразделений: за счет повышения темпа роста прибыли, или за счет снижения темпов роста расходов на производство и реализацию продукции.
Проанализируйте также факторы, оказавшие влияние уровень рентабельности по каждому виду продукции. Данный анализ позволит выявить неэффективность работы некоторых подразделений или неэффективность производства некоторых видов продукции.
Видео по теме
Обратите внимание
Считается, что нормальный уровень рентабельности промышленного производства должен находиться в пределах 20-25%.
Организация – ключевое понятие, необходимое предпринимателю любого уровня. Без уяснения сущности этой категории, сгруппировать людей ради достижения цели практически невозможно. Именно это понятие закладывает фундамент дальнейшего построения бизнеса.
Организовывать – значит объединять людей или технические средства ради получения результата, а также координировать и регулировать их деятельность, руководствуясь уставом фирмы.
Именно из этого определения исходит понятие «организация». Однако сущность этой категории весьма разнообразна. Принято выделять три основных направления: организация в динамике, организация в статике и интеллектуальная организация.
Организация в динамике представляет собой процесс, направленный на упорядочивание элементов целого с целью получения целесообразного единства. По сути, это все возможные процессы, связанные с формированием и поддержанием целостности фирмы.
Организация в статике – это готовая работоспособная модель упорядоченных элементов. Говоря простым языком, это уже завершенная система, на которую предприниматель направляет свою активность ради достижения цели.
На практике эти два состояния взаимосвязаны. Процесс невозможен без участия системы, точно также как система не может существовать без влияния каких-либо процессов. Однако организации в динамике ставят главенствующее положение, так как система, по сути, является ее результатом.
Интеллектуальная организация – представление или модель устройства какой-либо структурированной системы. Под этим определением можно понимать любой проект, программу действий, которые могут дать представление об устройстве или механизме работы предприятия. Причем уровень фирмы не имеет значения. Если речь идет о фрилансе, то в качестве такой модели может рассматриваться человек.
В классическом бизнес-мире под сущностью организации понимается обычно совокупность элементов и процессов, обеспечивающих функционирование и получение прибыли.